10864

Тарифный просчёт

Может ли такса на содержание многоэтажного дома, установленная собственниками квартир, быть ниже той, которую утвердил маслихат? Продолжаем разбираться в лабиринтах обновленного почти два года назад законодательства о жилищных отношениях.

Тарифный просчёт

Для чего и почему

Ежемесячный размер расходов на управление и содержание жилья (тариф; не путать с тоже ежемесячными взносами для накопления денег на капремонт общедомового имущества) определяет, как известно, высший орган управления многоквартирного дома - общее собрание собственников помещений. При этом определение расходов в законе с поправками, вступившими в силу 7 января 2020 года, теперь звучит так: “обязательные затраты собственников квартир, нежилых помещений, установленные решением собрания в соответствии с методикой расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также методикой расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума”. Раз сказано, что в соответствии с методикой, следовательно, такая методика носит не рекомендательный характер, а обязательна к исполнению.

Утвердили эту методику приказом и. о. министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека УСКЕНБАЕВА 30 марта прошлого года.

По сути, методика состоит из двух частей. Первая часть документа должна помочь собственникам квартир самим рассчитать нужный им ежемесячный тариф на управление и содержание дома в соответствии с обязательным перечнем услуг. Вторая часть методики написана для местных маслихатов, которые должны утвердить в своих регионах минимально возможный уровень расходов на управление и содержание дома в зависимости от местных условий.

- Не во всех регионах одинаковые тарифы, во многих они очень сильно занижены, где за один квадратный метр жители платят самое низкое - 6 тенге. Как вы понимаете, эта сумма не позволяет в должной мере содержать и обслуживать жилой дом, - пояснял на одной из пресс-конференций еще в то время, когда шла работа над проектом закона, руководитель департамента метрологии и регионального развития АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” (при Мининдустрии и инфраструктурного развития - МИИР) Маргулан АБДЫКАРИМОВ. - Прописано, что местным исполнительным органам даются полномочия для разработки и утверждения своих норм эксплуатационных расходов в зависимости от территории.

По его словам, будет проводиться расчет, во сколько обходится обслуживание МЖД, чтобы органы управления не работали себе в убыток. Например, в столице, предполагали тогда авторы жилищной реформы, тариф будет выше, чем в Таразе, потому что длинная зима с уборкой снега предполагает больше расходов. Тогда же Адбыкаримов привел данные 2018 года: меньше всего в то время платили жильцы много­этажек в Талдыкоргане (11,77 тенге за “квадрат”), Таразе (15 тенге), Караганде (15,49), а больше всего - в Алматы (43,35), Нур-Султане (42,95) и Костанае (40,81 тенге).

Трудно подсчитать

Казалось бы, реформаторы от ЖКХ подумали обо всех и вся: и о собственниках квартир, и об органах управления, и о состоянии жилого фонда, и даже о климатических условиях. Однако методика, увы, не облегчила, а только все усложнила. Иначе почему за первые 11 месяцев существования нового закона и нормативно-правовых актов к нему ни в одном регионе страны никто так и не утвердил тариф? В том числе и в Алматы, где самый крупный жилой фонд республики - более 8000 многоэтажек.

В ноябре 2020 года я задала этот вопрос на брифинге тогдашнему заместителю руководителя управления жилищной политики Алматы Мейржану ОТЫНШИЕВУ (в марте этого года перешел на другую работу). Он ответил так: полномочия по утверждению минимального тарифа предоставлены маслихатам, но рассчитать тариф и обосновать его должна рабочая группа, в которую вошли эксперты, управляющие и сервисные компании. Так вот, эта рабочая группа попыталась рассчитать размер тарифа по новой методике, но наткнулась на проблемные вопросы, которые и отправили в МИИР.

- Между тем вы активно призываете жителей города переходить на новые формы управления - создавать объединения собственников имущества (ОСИ) и простые товарищества (ПТ). Как же новоиспеченным управленцам рассчитывать тариф? А если он окажется ниже минимального? Допустим, жильцы хотят утвердить тариф, например, 50 тенге на квадратный метр квартиры. А если маслихат определит минимальный тариф по городу, допустим, в 70 тенге, неужели утвержденный жильцами тариф будет незаконным и придется заново проводить собрание или письменный опрос? - задала я вопрос Отыншиеву.

- По методике предусмотрено, что 30 процентов средств уходит на управление (включает в себя, если можно так выразиться, зарплату управленческого персонала. - Е. Т.), а 70 процентов - на содержание дома. Если жильцы на общем собрании по этой методике определят свой тариф и проголосуют за него, то никто не будет наказывать их за то, что минимальный тариф, установленный впоследствии маслихатом, оказался выше (здесь и далее в цитатах выделено мной. - Е. Т.). Главное, чтобы собственникам квартир хватало этих денег! - последовал тогда ответ чиновника.

Возможно, Отыншиев больше не руководит управлением жилищной политики Алматы потому, что не очень-то хорошо знаком с профильным законодательством. Ведь во второй части методики, разработанной МИИР, сказано: “Минимальный размер расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума применяется в многоквартирных жилых домах, где собственники квартир, нежилых помещений не приняли решение о размере расходов или где ранее собственниками было принято решение об утверждении платы на содержание жилья меньше, чем установленный представительным органом минимальный размер на содержание общедомового имущества”. То есть, получается, тариф, установленный собственниками помещений, не может быть ниже минимального!

О том же твердили авторы документа еще в процессе его подготовки - их комментарии до сих пор доступны на портале legalacts.gov.kz.

Многие ОСИ и ПТ в Алматы засомневались в словах Отыншиева и решили ждать тарифа от маслихата, прежде чем утверждать свой. А без тарифа невозможно и управлять. Вот вам еще один камень в сторону затейников жилищной реформы, солидный такой булыжник…

Минувшей весной уже другой замруководителя управления жилищной политики Алматы Жандос КАЙЫРХАНОВ заявлял: пока ни в одном регионе не утвержден минимальный тариф на содержание жилья. И, судя по всему, вот почему. Это ведомство вместе с экспертами рассчитало тариф по предложенной методике, и он получился от 80 до 100-120 тенге за один квад­ратный метр площади жилья! В Алматы не посмели утверждать такой тариф и направили письмо в центральный уполномоченный орган с просьбой пересмотреть методику.

- Ведь если мы сегодня повысим тариф, то завтра к нам с жалобами придут жители города. Мы не хотим этого допустить - пенсионерам будет тяжело платить такие деньги. Теперь ждем, когда доработают нормативный документ, - сказал тогда, в минувшем мае, Кайырханов.

А летом и осенью на сайте legalacts.gov.kz в разделе “Открытые НПА” стали размещать для публичного обсуждения первые проекты тарифов в регионах. В Актобе предлагали утвердить минимальный размер расходов на управление объектом и содержание общего имущества кондоминиума в размере 63,7 тенге за квадратный метр, в восточноказахстанском Курчатове - 25 тенге, в Каражале Карагандинской области - 40,5 тенге. В Уйгурском районе Алматинской области минимум рассчитали в размере 51,89 тенге за “квадрат”.

Между тем в комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР поделились информацией об уже утвержденных тарифах в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях: в Нуринском районе - 27,66 тенге за квадратный метр, городе Сатпаеве - 36 тенге, Абайском районе - 30,31 тенге, Усть-Каменогорске - 42 тенге, в Шемонаихинском районе - 39,98 тенге.

И только на днях (!) в интернете появилось письмо управления жилья и жилищной инспекции Нур-Султана, адресованное всем обслуживающим организациям и сервисным компаниям столицы, оказывающим услуги по содержанию МЖД, с просьбой предоставить им предложения по минимальному тарифу и прайс-лист на сервисные услуги.

Не исключено, что Алматы будет последним городом, который утвердит минимальный тариф на содержание многоэтажек. В комитете ничего не говорят о письме из акимата южной столицы. Не отвечают там и на вопрос, пересмотрят ли методику. И это - на минуточку! - спустя почти два года, как вступил в силу обновленный закон о жилищных отношениях.

Законность методики - под вопросом?

А тут еще выясняется, что ни сама методика, ни ее расчеты не были согласованы с уполномоченными и профильными органами, не проходили обязательную метрологическую экспертизу! Это отметила в официальном письме неправительственной организации Iqamal, деятельность которой направлена на развитие жилищных отношений, зампредседателя комитета по техрегулированию и метрологии Министерства торговли и интеграции Галия-Бану МЕЙРБАЕВА.

Дело в том, что в методику определения тарифа на управление многоквартирным домом МИИР включил ежегодную поверку общедомовых приборов учета (ОПУ), хотя документами профильных ведомств эти самые поверки-проверки различных счетчиков (расходов тепла, воды и т. д.) регламентированы раз в 4-5 лет, а электросчетчиков и вовсе раз в 8 лет! А платить по тарифу люди должны, напомню, ежемесячно!

“Министерству индустрии и инфраструктурного развития необходимо в адрес государственного научного метрологического центра направить нормативно-правовой акт (то есть методику. - Е. Т.) для проведения метрологической экспертизы”, - утверждает Галия-Бану Мейрбаева.

А ведь поверка приборов, замечу, платная и стоит немалых расходов. Вся эта разница выражается в деньгах собственников квартир, ведь затраты входят в тариф по управлению и содержанию МЖД. То есть МИИР занималось тем, что не входит в его полномочия, - самовольно устанавливало сроки проведения поверки приборов учета.

ВМЕСТО P.S. Эксперты давно говорят о том, что необходимо повышать тариф на управление и содержание МЖД по аналогии с тем, как растут цены на хлеб, бензин, стройматериалы. Мол, хотите сохранить жилые дома в хорошем состоянии - извольте платить больше! Только вот не у всех есть такая возможность. Вот и власти Алматы, довольно зажиточного города в сравнении с другими, не утверждают такой тариф из-за опасения социального недовольства. А ведь мы в своих публикациях не раз предупреждали, что один дом (если это, конечно, не огромный “муравейник”) не сможет сам себя содержать. Похоже, мы снова оказались в каком-то жилищном тупике. И тысячу раз прав наш экономический обозреватель Петр СВОИК, давно критикующий нынешнюю жилищную реформу.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Ссылки по теме в газете “Время”:

А ну-ка посчитай!” в номере от 1.2.2020 г.

Низы не могут, а верхи не торопятся” - от 24.11.2020 г.

Задачки на засыпку” - от 19.5.2021 г.

Так как же нам обустроить КСК?” - от 21.10.2021 г.

Поделиться
Класснуть