Лицом к сети. Коммунальной
В Казахстане разработали концепцию развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. Согласно ей к 2022 году власти скорректируют межрегиональные схемы территориального развития регионов. Причем наиболее подходящей моделью для развития Алматинской и Шымкентской агломераций авторы концепции, проект которой вынесен на публичное обсуждение, считают... Большой Париж.
Ознакомиться с проектом концепции и оставить свои замечания может любой желающий: документ размещен на сайте legalacts.egov.kz и будет там до 17 августа. Разработчик концепции, рассчитанной на 2021-2025 годы, - Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР).
По прогнозным данным, к 2025 году население страны достигнет 20 млн человек. При этом количество сельского населения, как ожидается, останется практически на том же уровне, что и сейчас, - 7,7 млн человек, но его доля в сравнении с городским населением сократится до 38,5 процента. То есть темпы роста городского населения опережают темпы роста сельского.
Большинство городов республики являются центрами формирования производственных, финансовых и трудовых ресурсов. Причем около трети населения (21 процент) концентрируется в агломерациях вокруг Нур-Султана, Алматы, Шымкента и Актобе. Следовательно, необходимо принять меры по опережающему развитию инженерной и социальной инфраструктуры, модернизации жилья на окраинах указанных городов.
Другая и, пожалуй, первостепенная причина разработки рассматриваемой концепции - состояние коммунального хозяйства. МИИР отмечает, что деятельность коммунальных водохозяйственных организаций неэффективна, очевидны высокий износ сетей, потери энергетических и водных ресурсов, высокое потребление и затраты на их производство. Все это приводит к ухудшению качества услуг, а сам сектор давно зависим от государственных субсидий. Заметим, ведомство отмечает как негативный фактор низкие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения.
Так вот, согласно концепции при реализации проектов за счет госинвестиций правительство обещает применить комплексный подход к развитию по принципу “люди к инфраструктуре” с обеспечением бюджетного фильтра, то есть приоритетного финансирования.
Стратегическое развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры предусматривает пять реформ.
Планирование развития территорий
Власти обещают к 2022 году завершить корректировку межрегиональных схем территориального развития Южного, Центрального и Западного регионов страны. В связи с тем что Шымкенту придали статус города республиканского значения и на карте страны появилась Туркестанская область, следует скорректировать межрегиональные схемы развития Южного региона и Шымкентской агломерации. Это позволит определить границы развития Шымкента как центра притяжения, сопоставимого (или даже превосходящего) по экономическому потенциалу со столицей соседнего Узбекистана Ташкентом.
Наиболее же подходящая модель развития Алматинской и Шымкентской агломераций, по мнению разработчиков концепции, - опыт Большого Парижа. Правда, подробности пока не представлены.
А с учетом новых реалий социально-экономического развития Актобе с ростом его населения в ближайшей перспективе до миллиона человек скорректируют и межрегиональную схему территориального развития Актюбинской агломерации.
Все проектные предложения по комплексному развитию территорий Южного, Центрального и Западного регионов, Шымкентской и Актюбинской агломераций будут разработаны с прицелом на расчетный 2035 год и прогнозный 2050-й.
Проектировщики обещают провести полную инвентаризацию застроенных территорий с отражением ее данных в информационной системе государственного градостроительного кадастра республиканского уровня (АИС ГГК).
Чтобы повысить качество жизни более 900 тысяч человек, проживающих в жилых массивах на окраинах Нур-Султана и в прилегающих к столице населенных пунктах Акмолинской области, а также Алматы и Шымкента, продолжат реализацию инфраструктурных проектов. Это строительство и реконструкция объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, многоквартирных жилых домов, общежитий, автомобильных дорог, мостов, повышение качества услуг населению, в частности по водо-, газо-, тепло- и энергоснабжению, канализации.
Для повышения инвестиционной привлекательности областных центров и функциональных урбанизированных районов (27 моногородов и 43 малых города) направят бюджетные инвестиции на развитие их инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры.
При этом предлагается продолжить реализацию проекта “Ауыл - Ел бесігі”, основной целью которого является улучшение качества жизни на селе.
Обеспечение населения питьевой водой
По информации МИИР, существующая в стране водопроводная сеть введена в эксплуатацию более 25-40 лет назад. При ее строительстве в основном применялись стальные и чугунные трубы, которые подвержены коррозии и образованиям известковых отложений. Это привело к быстрому износу сетей, снижению пропускной способности, высоким потерям и ухудшению качества питьевой воды. Низкие показатели охвата населения современным водоснабжением до сих пор отмечают в селах Восточно-Казахстанской (81,4 процента), Северо-Казахстанской (82,1 процента), Жамбылской (82,2 процента) и Костанайской (64,7 процента) областей.
В этой связи предлагается построить и реконструировать существующие системы водоснабжения и водоотведения, в том числе в 1992 сельских населенных пунктах. Причем в 793 наиболее крупных селах обещают ввести или реконструировать централизованное водоснабжение, а в 1129 малочисленных селах установят локальные системы очистки воды - комплексные блок-модули за счет бюджета. А в тех селах, откуда наблюдается постоянный отток населения, вообще не будут строить водосети, там предлагается лишь подвоз воды. Впрочем, сельчане могут воспользоваться и альтернативой - бурением индивидуальных скважин с установкой фильтров. Преимущества - низкая стоимость, размещение на участке и отсутствие платы за водоснабжение. Обслуживать фильтры придется собственникам тоже самостоятельно.
А теперь не очень хорошая новость для потребителей. Концепцией предусматривается поэтапное повышение тарифов на водоснабжение. Это необходимо для обеспечения самоокупаемости и привлекательности частных инвестиций в этой сфере.
Развитие жилищно-коммунального сектора
Для субъектов естественных монополий (то бишь поставщиков комуслуг) внедрят новую схему субсидирования: финансирование из республиканского бюджета составит до 70 процентов от стоимости проекта, за счет местного бюджета - до 15 процентов, за счет собственных средств монополистов - от 15 процентов. Для этого монополистам предлагают внедрить системы эффективного менеджмента, автоматизацию бизнес-процессов (единых закупок, складского учета), новые технологии (антикоррозийные, энергоэффективные), цифровизацию и приборизацию.
Кстати, в настоящее время 71,1 процента многоэтажного жилого фонда страны оснащено общедомовыми приборами учета. Почти треть существующих многоквартирных домов старше 1970 года постройки, они были введены в эксплуатацию более 25 лет назад. Всего в республике насчитывается 54 139 МЖД. Из них в аварийном состоянии (не подлежащих восстановлению) 862 многоквартирных дома, требуется провести капитальный ремонт почти 18 тысяч “коробок”.
Финансирование приборизации жилищного фонда будет осуществляться в рамках выделенных средств на возвратной основе. Это механизм финансового лизинга на срок 48 месяцев, ставка вознаграждения - от 4 до 11 процентов годовых. Другой вариант - выдача целевого займа в рамках гражданского законодательства.
Капитальный ремонт жилищного фонда
Для повышения энергоэффективности жилищно-коммунальной инфраструктуры необходим капремонт общего имущества с элементами термомодернизации и переходом на индивидуальные приборы учета ресурсов с дистанционной передачей данных.
Местные акиматы продолжат использовать средства, выплаченные жителями на капитальный ремонт общедомового имущества, на ремонт других объектов кондоминиума.
В свою очередь акиматы должны будут наконец провести паспортизацию МЖД, то есть оценить техническое состояние высоток. Данные занесут в информационную систему, а регистрацию кондоминиумов оплатят из местного бюджета.
Реализация жилищной политики
Согласно проекту концепции учет нуждающихся в жилье передадут от акиматов в АО “Отбасы банк”. Очередность будет формироваться через созданный центр по обеспечению жильем.
Планируется внедрить субсидирование арендной платы в частном жилищном фонде и возмещать затраты работодателям, построившим для работников жилье в селах.
С целью наращивания жилищного фонда местные исполнительные органы будут реализовывать инфраструктурные проекты в пределах средств, предусмотренных на финансовый год в местных и республиканских бюджетах. Это строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах массовой жилищной застройки, строительство (приобретение) социального арендного жилья без права выкупа для социально уязвимых категорий и работающей молодежи, строительство социального кредитного жилья и индивидуальных жилых домов в рамках пилотных проектов.
Кроме того, акиматы должны будут обеспечить районы жилищной застройки системами теплоснабжения (за исключением котельных мощностью свыше
100 Гкал/ч), электроснабжения (за исключением подстанций мощностью выше 35/10 кВ), сетями водо-, газоснабжения, телефонизации, водоотведения (канализация), обустроить внутриквартальные проезды и благоустроить дворовые территории. Застройщики в обмен на это должны будут передать не менее 50 процентов площадей в жилой фонд под юрисдикцию акиматов.
Что в итоге?
В концепции указаны целевые индикаторы: строительство и реконструкция 23,8 тыс. км сетей тепло- и водоснабжения, водоотведения и 46 групповых водоводов, 53 канализационно-очистных сооружения, 875 км ливневой канализации и арычных систем в городах республиканского значения, установка 23,2 тыс. общедомовых приборов учета тепла и воды, капитальный ремонт 1163 многоквартирных жилых домов, ввод в эксплуатацию 103,2 млн квадратных метров жилья.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы