3048

Дышите лучше через раз

Кто допустил близкое соседство людей со сточными водами?

Дышите  лучше через раз
Ассенизаторы.

Целый микрорайон райцентра Бесколь в Северо-Казахстанской области задыхается от густого запаха сероводорода: в непосредственной близости от жилых домов ассенизаторские машины сливают содержимое септиков из всего райцентра и даже из соседнего Петропавловска. Полицейским водители показывают разрешительные документы. А в районном акимате в то же самое время заявляют, что никакого сброса нечистот там быть не может, и продолжают раздавать земельные участки под жилищное строительство на берегу вонючего водоема.

Найти этот пруд в Бесколе проще простого: можно идти по запаху, а можно следовать за любой ассенизаторской машиной. Они идут вереницей, за полчаса мы насчитали шесть. Местные жители рассказывают, что в выходные поток машин увеличивается что зимой, что летом. Даже когда большая часть пруда подо льдом, сливная яма на берегу водоема никогда не замерзает и смердит на всю округу. Сюда везут нечистоты с частных дворов всего райцентра, иногда из Петропавловска и даже из септиков местных учреждений, например школы.

Собственно, нет ничего удивительного в том, что людям приходится куда-то вывозить канализационные отходы. Удивительно, что в районе с населением почти 45 тысяч человек специального места для сброса нечистот нет!

Именно так ответили в районном акимате жителям, вынужденным соседствовать со зловонным водоемом. “Узаконенное место на территории Кызылжарского района отсутствует. Вывоз нечистот ассенизаторскими машинами производится самовольно”, - указано в официальном документе за подписью прежнего заместителя акима района Марата ЕСКЕНДИРОВА.

Кстати, покинув должность заместителя районного акима, Марат Макенович полгода трудился в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования акимата СКО. Именно здесь немногим раньше выдали ИП “Жигер” (предприятие, обслуживающее ЖКХ в районе) разрешение на эмиссию в окружающую среду, в том числе и загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в некий водоем.

В заключении государственной экологической экспертизы, датированной июнем 2018 года, очень подробно описан тот самый накопитель-испаритель. Сказано, что он занимает 54 гектара, в центральной его части оборудована сливная площадка для подъезда спецтранспорта, что в основании плотная глина, которая обеспечивает дополнительную фильтрацию. Но нет ни слова о том, что рядом расположены жилые дома.

- Между условным прудом и участками должна быть санитарно-защитная зона минимум в тысячу метров, - объясняет и. о. руководителя областного департамента экологии Жас­лан САДУЕВ. 

- Эти нормы устанавливаются для того, чтобы в худшем случае, если вдруг будет прорыв дамбы и нечистоты перельются, они не достигли участков, где живут люди. Мы видим по документам, что у ИП “Жигер” есть разрешение на использование пруда-испарителя площадью 54 гектара. И у нас возникает вопрос: действительно ли предприятие использует предписанный ему водоем и почему сливает так близко к участкам? И второй вопрос: что появилось раньше - разрешение на эмиссию или разрешение на строительство жилых домов?

Дома в непосредственной близости к водоему, по словам местных жителей, строят уже больше десяти лет. Разрешительные документы у “Жигера” появились в 2018 году. С тех пор предприятие платит за эмиссию и земельный налог в местный бюджет, но в районном акимате об этом ни сном ни духом!

При этом снимать с себя ответственность районные чиновники не вправе. Если в районе места для слива нечистот нет, значит, его нужно организовать. По закону о местном самоуправлении это забота именно акимата! Об этом в своих письмах акиму района неоднократно напоминал департамент экологии. Но безрезультатно.

- Ветхое состояние канализационных очистных сооружений мы включили в список экологических проблем региона, - говорит Жаслан Садуев, - и ситуация улучшается по области. В районе Габита Мусрепова уже третий год строят современные очистные, в районе Шал акына проект на старте, в

Саумалколе они уже действуют и соответствуют всем требованиям. Но по Кызылжарскому району мы никакой работы не видим. Еще в 2018 году они отвечали нам официально о том, что готова ПСД, она на рассмотрении. Но прошло три года, а дело дальше не движется.

В Бесколе, к слову, есть оставшиеся еще с советских времен очистные сооружения. Рядом небольшой пруд-накопитель. А вот водоем, который сейчас ассенизаторские машины наполняют сточными водами, по соседству.

- Это был просто котлован, который во время паводка заполнился водой, - рассказывает директор филиала РОО “Первый антикоррупционный медиацентр” Руслан АСАУБАЕВ. 

- И теперь сюда сливают нечистоты в огромных количествах, до 20 машин в день бывает!

Все эти ассенизаторы - частники. Они собирают отходы со дворов, по 2500 тенге за вызов, а опустошать емкости приезжают сюда.

Водитель ассенизаторской машины, который наотрез отказался называть имя и запретил себя фотографировать, тем не менее поделился, что с “Жигером” у них очень странные отношения. Для полицейских у них есть договор субподряда. Но деньги от предприятия они не получают.

- Мы им помогаем обслуживать их объекты, - объясняет водитель, - они разрешают нам сливать сюда то, что мы из его (“Жигера”. - У. А.) объектов откачали, и свое. Нет, денег мы за слив ему не платим. И он не платит нам за субподряд. Все, что заработаю по дворам, - мое.

В общем, мутная получается история. Чиновники разводят руками и утверждают, что места для слива нечистот нет. Одновременно с этим, прикрываясь разрешительными документами ИП “Жигер”, сюда возят отходы частники в неконтролируемых объемах. А вынужденные дышать через раз местные жители уже не знают, куда жаловаться.

- У всех здесь упадническое настроение, уже кажется, что все бесполезно, - сокрушается Жулдуз САУКИМОВА. - Нам в акимате прямым текстом говорят: мол, сами виноваты, смотреть надо было, где дом берете…

Дом Жулдуз сейчас ближе других расположен к сливной яме пруда. Но скоро, видимо, у нее появятся соседи “на первой береговой линии”. Там уже поставлены ограждения. Местный акимат продолжает выделять здесь участки под индивидуальное жилье. И ведь берут люди! Ведь только в Петропавловске в очереди на заветные 10 соток больше 11 тысяч человек.

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Северо-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть

Свежее