4372

Безотходное производство

Биогаз - из сточных вод, энергия - из воды и водорода

Безотходное производство

Более 1,4 миллиона человек в нашей стране используют загрязняющие экологию виды топлива. Вопросы, связанные с использованием чистых видов и технологий, в стране никак не урегулированы. Таковы данные Всемирной организации здравоохранения, опубликованные в докладе “Возможности сжигания: чистая бытовая энергия для здоровья, устойчивого развития и благополучия женщин и детей”. Для глобального перехода на чистые виды топлива Казахстану необходимо развивать не только газовую инфраструктуру.

По словам руководителя управления департамента возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Министерства энергетики Балтуган ТАЖМАКИНОЙ, в этом году их ведомство начнет работу над законом об альтернативной энергетике.

- В рамках закона мы будем предусматривать вопросы гидропотенциала страны. В сентябре прошлого года был подписан план развития гидроэнергетической отрасли страны на 2020-2030 годы, планируется увеличить долю чистой энергии в два раза. Таким образом, мы планируем получить 3000 мегаватт чистой энергии к 2030 году, - поделилась далеко идущими планами представитель ведомства. - В настоящее время разрабатывается концепт и по водородной энергетике. Он состоит из трех этапов: получение водорода, его транспортировка и хранение, создание и развитие топлива на основе водорода. В апреле этого года было принято решение, что работа будет проводиться на базе Института ядерной физики.

Отечественный производитель солнечных коллекторов Диаз БАЙСЕИТОВ ранее сомневался, что Минэнерго достигнет заявленных трех процентов доли ВИЭ в общем объеме вырабатываемой в стране энергии к 2020 году. Однако, признается он, это случилось - работают в заявленных масштабах ветряные и солнечные станции. Но, понятное дело, этого мало.

- Нужно сделать дополнительный шаг и поддержать субсидиями, пилотными проектами генерацию норм частных домохозяйств, - считает Байсеитов. - Мы оценивали потенциал солнца в Казахстане. Юг нашей страны сопоставим с Мексикой и Турцией по годовой радиации на квадратный метр, Кызылорда - с Грецией, Алматы - с Уругваем.

Газовый или угольный котел стоит недорого, - продолжает он, - но в дальнейшем возникают эксплуатационные расходы на сервис, на очистку, на содержание кочегаров, на отвал и вывоз золы, на оплату штрафов за вредные выбросы. Оборудование для ВИЭ дорогое, но последующие расходы сводятся к нулю. Например, солнечные панели достаточно просто протирать, ведь их моет дождь.

По словам эксперта, в мире современные виды ВИЭ уже составляют солидную конкуренцию другим видам энергетики. В Германии еще 20 лет назад активно использовали уголь, Польша до сих пор лидер по его сжиганию, много тратит этого топлива и Китай. Но эти страны пытаются решить проблему, причем двумя способами. Первый - делать топливо чистым, обогащать его и получать так называемый голубой уголь, при этом снижаются его зольность и выбросы. Второй - отказ от угля и переход на альтернативные источники. В будущем нефть и уголь в качестве источников энергии останутся только в развивающихся странах. Казахстан же хочет войти в топ развитых стран.

- Кстати, с 1 января этого года все здания в Европе, вводимые в эксплуатацию, должны содержать элементы passive house, то есть иметь элементы ВИЭ на фасаде или на крыше здания. Мы пытаемся создавать такие решения и для Казахстана, - добавляет Байсеитов. - Начали продумывать стеновую и встроенную панели, которые крепились бы на южном фасаде здания и элегантно решали бы вопрос энергоснабжения. По цене это должно быть не дороже обычной отделки. Но пока спрос небольшой - люди просто не знают, как это работает и зачем оно нужно.

Исполнительный директор центра “Содействие устойчивому развитию” и член общественного совета Министерства экологии Вера МУСТАФИНА рассказала о другой возможности получения альтернативной энергии путем строительства биогазовых установок на канализационно-очистных сооружениях (КОС):

- Несколько лет назад мы предложили такую инициативу: перерабатывать сточные канализационные воды, получать из них биогаз и в дальнейшем производить из него электроэнергию. Эта инициатива прозвучала и на казахстанском EXPO. Почему все начинается с воды? Водоотведение у нас развито гораздо хуже, чем водоснабжение. Мы теряем очень много сточной воды, загрязняются подземные воды и так далее. В процессе очистки воды получается очень хороший отход, который может быть переработан и использован для получения био­газа.

Несколько лет назад центр исследовал все 188 КОС в Казах­стане и пришел к выводу, что 17 крупных установок могут стать источниками биогаза.

- Американский эксперт Хосе ВЕЛАСКЕС, осмотревший четыре КОС - в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Талдыкоргане, подтвердил, что у нас везде хорошая инфраструктура очистки, - рассказывает Мустафина. - Мы пытались реализовать проект по очистке вод и выработке биогаза в Алматы, но не получается. Зато в Шымкенте удалось реализовать такой проект. Правда, производительность небольшая - есть электро- и тепловая энергии, которые используются для собственных нужд. Но производительность можно увеличить. Хотя возникла другая проблема: не используется осадок, образующийся в процессе работы биогазовой установки. Он обезврежен, там нет бактерий, но его можно использовать в качестве биологического удобрения. К этому мы еще придем.

По словам эксперта, несколько лет назад были подготовлены два предварительных технико-экономических обоснования строительства биогазовых установок в Нур-Султане и Талдыкоргане. Специально выбрали крупный город и маленький. Результаты показали, что для столицы выгодно использование биогаза для выработки электроэнергии с подачей ее в сеть. А для Талдыкоргана использование лишь осадков после очистки воды будет неэффективным, нужно добавлять и сельскохозяйственные, и органические отходы, даже отходы септиков. Только такое “совместное предприятие” окажется состоятельным.

Кстати, два года назад объединение юридических лиц “Коалиция за “зеленую” экономику и развитие G-Global” запустило пилотный проект по использованию биогаза в агробизнесе на селе. Исполнительный директор организации Асхат СУЛЕЙМЕНОВ рассказал: экологическая цель проекта заключалась в устранении несанкционированного сброса навоза населением села Арнасай Акмолинской области в реку Есиль в зимний период. Жителям продемонстрировали возможности создания собственного бизнеса по выращиванию экологически чис­той продукции в теплицах на продажу. И вот результат:

- Биогазовая установка эффективно работает, отапливая две большие теплицы. В зимний период в качестве топлива используется навоз. Выращиваемые в теплицах экологически чистые огурцы идут на продажу в соседние села, а жители села Арнасай получили дополнительную возможность заработка.

В 2019 году на заседании совета по переходу к “зеленой” экономике предложили создать межведомственную рабочую группу по вопросам биогаза, разработать комплексные меры по развитию этой отрасли, распространить в других регионах опыт Шымкента. Однако группа так и не была создана. То одно, то другое, то пандемия… Вера Мустафина надеется, что правительство вернется к этим вопросам.

К слову, возможно, не все еще знают, что за энергию будущего мы уже платим! В тарифе за электроэнергию заложен процент, который идет на развитие ВИЭ. В прошлом году эта такса составляла 1,36 тенге. И этот процесс, похоже, необратим.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть