Риск - дело неблагодарное
Почти год водители первой горбольницы Петропавловска, работавшие в непосредственном контакте с коронавирусными больными, пытаются истребовать у администрации положенные им доплаты.
Эта больница стала инфекционным госпиталем еще в самом начале пандемии - весной 2020 года из отдельно стоящего здания городской инфекционки перевели всех нековидных больных, объявили его “красной” зоной и выставили круглосуточный полицейский пост. А летом, когда страну захлестнула новая волна коронавируса, в режим “красной” зоны перевели всю больницу. И взяли еще водителей. Но и вдевятером они едва справлялись с навалившейся работой.
- Приходишь на смену, даже машину некогда заправить, все приходилось делать по дороге. Не было времени, - рассказывает водитель Сергей ШАВРИН. - Сначала всех врачей из дома забрать надо, утром и вечером больных отвезти на КТ и МРТ (в инфекционном госпитале такого оборудования не было. - У. А.), потом машину обработать после каждого такого рейса. Это, наверное, специально обученный человек должен делать, но этим нам приходилось заниматься. Еще нужно забрать из других больниц пациентов, у которых там выявили коронавирус. Потом анализы в лабораторию отвезти, обеды из нашего пищеблока в провизорный госпиталь в другой конец города доставить. А ночью рейсы в морги. Два раза туда и обратно считалось нормальным.
- У меня рекорд - семь человек за смену, - подхватывает разговор другой водитель Владимир МАЛЫШЕВ. - Я эту ночь навсегда запомню. Духота, на мне защитный костюм, в салоне тело человека в пакете с табличкой на груди. И так семь раз. Тяжелая работа и морально, и физически. Столько всего насмотрелся за этот год…
Сергей Шаврин показывает ксерокопии журнала, в котором регистрируют по часам, кто и когда из водителей надел средство индивидуальной защиты. Точно такие же костюмы, в каких работают медики в “красной” зоне, полагались и водителям, поскольку у них прямой контакт с больными коронавирусом.
- Видите, это утренние часы, значит, везу на компьютерную томографию легких. А вот ночные. Ночью защитные костюмы надевали только по одному поводу - ехать в морг. Правда, так аккуратно все записывать начали только к осени. Раньше совсем не до того было: надел и поехал, весь день в нем. Жара, пот градом, очки запотевают. По десять пациентов в машине! Я даже с администрацией ругался. Они требовали, чтобы я людей на табуретках возил. А они бедные, еле живые - какие табуретки! А потом стоим по часу, ждем очередь на КТ в машине.
В трудовых договорах тех водителей, кого приняли “на подмогу”, так и написано: “на период действия приказа об усилении мер по лечению и предупреждению распространения коронавирусной инфекции”. Но и без таких формулировок люди понимали, что пришли работать в самое пекло. О том, что никто не собирается доплачивать за риск, девять водителей поняли, когда им задолжали за несколько месяцев.
- “Потерпите, не обидим!” - это мы слышали на протяжении трех месяцев. А уже в конце июля зам. главного врача Ботагоз СУЛЕЙМЕНОВА заявила, что нам ничего не положено! - возмущается Сергей Шаврин.
4 апреля 2020 года Минздрав издал приказ, согласно которому всем, кто задействован в борьбе с коронавирусом, полагаются доплаты. Их сумма зависит от степени риска, который тоже прописан в приказе черным по белому: “водители бригад скорой медицинской помощи, в том числе в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, водители и работники бригад экстренного реагирования и отряда Центра медицины катастроф в случаях их привлечения, водители мобильных бригад”.
Согласно приказу водители отнесены к третьей группе риска, им должны выплачивать по пять минимальных зарплат ежемесячно в виде доплаты. Немалые деньги для человека, чья ставка 63 тысячи тенге.
Почему водителям инфекционного госпиталя во время работы в обязательном порядке нужно надевать защитный костюм, но при этом доплата за риск не полагается, понять сложно. Ведь в других медорганизациях Петропавловска, где есть контакт с коронавирусными пациентами, водители свои доплаты получают. Однако в официальном ответе управления здравоохранения области людям заявили, что в первой горбольнице “согласно штатному расписанию не предусмотрены бригады скорой медицинской помощи, бригады экстренного реагирования, мобильные бригады”, поэтому и водители “не могут быть отнесены к третьей группе риска”. То есть люди остались ни с чем из-за бюрократических нюансов!
От местных чиновников здравоохранения такой формальный ответ еще можно было ожидать - из кабинетов реальное положение дел обычно плохо видно. Но почему и администрация больницы заняла весьма категоричную позицию - не положено, и баста?!
Скопированный слово в слово ответ управления здравоохранения значится и в решении согласительной комиссии больницы.
- Когда нам пообещали создать такую комиссию, я уж было подумал, что они за ум взялись! Но ошибся, - сетует Сергей, - никто нас слушать не собирался, главный бухгалтер заявила прямо: я сказала - нет!
К слову, в составе этой комиссии не было ни главного врача, ни даже его заместителя. Поняв, что разговаривать с ними тут не собираются, водители пошли в суд. Но рассмотрение дела по существу пришлось снова отложить. Путевые листы и видеозаписи с камер наблюдения - главные доказательства того, что все эти люди действительно работали в непосредственном контакте с инфекцией, - представители больницы суду так и не предоставили.
За то время, что водители пытаются выбить свои деньги, сменились и заместитель главврача, и главный бухгалтер. Сама главный врач Мариям БАПАНОВА находится то на удаленке, то на больничном. А исполняющий обязанности главврача Андрей КОЛЕСНИК от этой проблемы всячески открещивается.
Уже девятый месяц водители пытаются доказать, что они заслуживают доплат. А одновременно с этим пятерым другим сотрудникам госпиталя пришлось вернуть незаконно выплаченные им деньги. В результате проверки, которую провел местный департамент внутреннего госаудита, были выявлены нарушения при начислении доплат за риск. Но никто из должностных лиц тогда не был наказан. В областной антикоррупционной службе позже заявили, что проблема вовсе не в желании нажиться и даже не в халатности, а в том, что правила начисления надбавок написаны неясно!
Однако, как оказалось, даже в стенах одной больницы “неясности” в правилах трактуются по-разному: одним - в прибыль, другим - в минус. Водителям петропавловской больницы должны сейчас миллионы тенге. Доплаты за риск финансируются из республиканского бюджета. И если суд все-таки встанет на их сторону, администрации придется решать очень непростую задачу, учитывая, что инфекционный госпиталь здесь закрыт c 1 марта этого года.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск