Автобусы в отстойнике
Атырау сегодня располагает одним из самых новых в республике автобусных парков. Однако работа общественного пассажирского транспорта и здесь, в нефтяной столице страны, вызывает нарекания местных жителей.
Под занавес минувшего года в Атырау пустили в рейсы 160 новых автобусов. Вообще-то их приобрели еще прошлым летом, но так как газозаправку для общественного транспорта построили лишь в декабре (а новые машины работают исключительно на метане), время их ввода в эксплуатацию несколько затянулось. Новые автобусы частично заменили устаревшие дизельные модели, которые к тому же не были приспособлены для поездок людей с ограниченными возможностями.
Запуская на маршруты новые автобусы, власти объявили, что теперь в салонах не будет кондукторов, чтобы в атыраучанах проснулась наконец совесть и они сознательно оплачивали проезд транспортными картами, которые ввели в середине 2019 года, и чтобы пассажирская культура была. А санврач региона указал в своем постановлении: в часы пик по улицам города пускать больше общественного транспорта во избежание столпотворения и распространения коронавирусной инфекции.
Стоит отдельно заметить, что с запуском на линии новых автобусов дотации из бюджета местным перевозчикам достигли порядка 4 млрд тенге в год.
В результате предпринятых мер количество общественного транспорта действительно увеличилось до 210 машин. В уик-энд их, правда, меньше: по субботам 150 автобусов, по воскресеньям - 130. Автобусы курсируют по 30 городским и пригородным маршрутам.
Вроде как для 300-тысячного населения Атырау это нормально, учитывая, что немалое количество горожан имеет личные авто. Но почему тогда на остановках и в автобусах так многолюдно, толкучка? Где обещанный властями сервис? Люди подолгу ожидают свой автобус, а не дождавшись, вынуждены брать такси, чтобы не опоздать по делам и на работу. Последние вечерние рейсы автобусов в 19.30, самое позднее - в 20.00, и то, если это центральный городской маршрут.
Складывается впечатление, что атырауские чиновники (как, впрочем, и их коллеги в других городах страны) и исполнители их заказов мало ездят в общественном транспорте. Ну хотя бы раз в неделю прокатывались на каком-нибудь маршруте, чтобы быть в курсе ситуации! Ведь доходит до курьезного: администрация города выпускает баннеры - мол, в автобусах старайтесь как можно меньше касаться поручней, занимать только сидячие места...
В чем дело? С какого момента все пошло не так, как планировалось?
Оказывается, теперь во всем виноваты водители.
Проверка показала, что немало опытных водителей занимаются самодеятельностью: открывают лишь переднюю дверь салона, тем самым создавая пробки среди пассажиров и увеличивая риск распространения ковида. Впрочем, по-другому, наверное, и быть не могло (что показал опыт других городов при переводе их общественного транспорта на электронное билетирование пассажиров): кондукторов убрали, людей к совести призвали, но проснулась она далеко не у всех. Вот почему водители сами пробивают карты пассажиров.
Но главная проблема в другом: полностью укомплектовать маршруты необходимым количеством автобусов не позволяет пресловутый дефицит кадров. Десятки автобусов простаивают из-за нехватки водителей категории D.
- При устройстве на работу претенденты не могут сдать тесты, не проходят стажировку, - признаются в акимате. - Были случаи, когда новички-водители совершали ДТП, повреждали автобусы, зеркала. А нам в первую очередь важна безопасность пассажиров, мы не можем рисковать и выпускать на линию таких водителей.
Атыраучанам остается только ждать, когда же перевозчики наберут опытных водителей или повысят квалификацию имеющихся в их распоряжении. А на днях по многочисленным (!) просьбам людей (так, по крайней мере, объяснили в акимате) в автобусы вернулись кондукторы. Видимо, власти поняли, что коллективная совесть - это не коллективный иммунитет, ее не привить никакими инъекциями.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау