3439

Услышьте нас!

Жители села Петров Западно-Казахстанской области практически полностью отрезаны от мира. Регрессивный поселок, в котором жизнь больше похожа на выживание, в последние несколько недель вынужден еще и дышать продуктами сгорания попутного газа с местного месторождения. Петровцы уверены: на их проблемы не обращают внимания в надежде на то, что они сами бросят свои дома и уедут, решив тем самым давний вопрос своего переселения.

Услышьте нас!

Гиният ЕДИЛОВ впервые попал в Петров лет сорок назад. Приехал погостить, и так ему глянулось место, что, вернувшись домой, в течение недели собрал вещи и переехал сюда насовсем.

- Места здесь красивейшие, поселок был большой, богатый, - вспоминает Гиният. - Народу много, молодежь, клуб какой был! К нам из Январцево приезжали, потому что у нас тут все было лучше. Это теперь все так грустно…

Гиният ЕДИЛОВ, как все его односельчане, выживает натуральным хозяйством.

Все сыновья Гинията сейчас в Уральске. В селе работы никакой, добираться в город каждый день накладно: за такси, которое можно вызвать из Январцево, в один конец приходится платить 2,5 тысячи тенге. В Петрове осталось только 11 жилых дворов. В пяти из них есть газ, остальные отапливаются дровами и углем.

- В 2005 году нам протянули газопровод, - рассказывает местная жительница Галина МАРМЫШ. - На той окраине села за подключение запросили по 300 тысяч, а на нашей - по миллиону. Вот кто 300 тысяч нашел, те подключились. А наша сторона - никто даже не пытался. Откуда у нас миллионы?..

У всех петровцев зашкаливает артериальное давление. Абсолютный рекордсмен - Галина Мармыш.

Воду каждый двор набирает из своих колодцев, связь только сотовая.

- Как ветер, дождь или снегопад - у нас все, конечно, отрубается, - рассказывает Динара, одна из немногих представителей сельской молодежи. - На прошлой неделе выключили свет. Звоню в Январцево, элект­рик говорит: “У меня выходной”, и все. А у нас отопление от электричества...

В Петрове нет ни одного социального объекта, сюда редко доезжает “скорая помощь”, а начальство или депутаты бывают только перед какими-нибудь выборами. Молодежь - в городе, кто-то учится, кто-то работает. Но по прописке здесь числятся несколько молодых людей, поэтому пару раз в год наезжают представители военкомата. Не заботясь о том, как живется людям, государство при этом регулярно напоминает им о почетном долге его защищать.

По всему получается, что Петров относится к поселкам с низким потенциалом развития, иначе говоря, вымирающим. Согласно программе развития регионов такие населенные пункты подлежат переселению и объединению с более прогрессивными.

Пару лет назад местный сельский аким говорил о том, что Петров вместе с поселком Спартак хотят переселить ближе к цивилизации. Однако за два года ситуация изменилась только в худшую сторону.

С недавних пор в непосредственной близости от Петрова начали добычу газа. Жители постоянно страдают от головных болей, тошноты и повышенного давления, но о переселении их в более человеческие условия речи по-прежнему не идет.

По словам сельчан, раньше их поселок газовое облако накрывало только тогда, когда на него дул ветер с Чинаревского месторождения - оно в двадцати километрах от Петрова. А сейчас, когда начали разрабатывать Рожковские скважины, житья совсем не стало.

- Вышку здесь поставили еще осенью, но она, видимо, не работала: так, огоньками светилась, и все, - говорит местная жительница Светлана ЛАРИНА. - А тут 24 февраля в окно глянула: мамочки, думаю, пожар у нас где-то. Такое зарево было, как будто полпоселка полыхает! Потом уже увидели, что на скважине отжигают что-то. Как будто конец света: красный столб пламени и черный дым вокруг...

Светлана Ларина с сыном Ваней.

С утра по всему поселку теперь стелется странный серый туман. Особенно заметно его скопление в русле речки Ембулатовки.

- С той ночи, как начали жечь газ, голова болит практически все время, давление у всех повышенное, мы уже какие только таблетки не пьем! - возмущается Гульнара ТЮЛЕГЕНОВА. - Позавчера у бабы Нюси кровь носом шла - остановить не могли. Запах тухлых яиц постоянный.

В доказательство своих слов одна из местных жительниц приносит тонометр. Все участники импровизированного собрания замеряют давление. Меньше 180 не оказалось ни у кого. Все рекорды побила Галина Мармыш - 220.

Баба Нюся Чуйко и Ольга Арсланова просят побыстрее переселить их от газовых скважин.

Рожковское подсолевое газоконденсатное месторождение было открыто ТОО “Урал Ойл энд Газ” в 2008 году. В 2014-м сообщалось об обнаружении на нем нефтяного пласта. Эксплуатация месторождения началась спустя несколько лет после разведывательных работ и юридических процедур.

В ответ на наш запрос в областном департаменте экологии сообщили, что на сегодня никаких нарушений за этой компанией не замечено и все, что происходит сейчас, в рамках закона.

- Санитарно-защитная зона этого месторождения - 1 километр 350 метров, - пояснил заместитель руководителя департамента Мурат ЕРМЕККАЛИЕВ. - Поселок Петров в эту зону не входит, до него от вышки 2 километра 700 метров. Об отжиге компания предупреждала, это неизбежный процесс при расконсервации. Они делали запрос на эмиссию, прошли госэкспертизу, получили разрешение, выплатили все суммы. Все законно.

В ответ на предложение сделать замеры на наличие в воздухе и на почве метана, этана, пропана, бутана и изобутана замруководителя сообщил, что у него много работы и без заявления от жителей такие замеры он проводить не намерен.

ТОО “Урал Ойл энд Газ” также утверждает, что все его действия осуществляются в рамках закона. В ответе на имя акима Январцевского сельского округа Аблая ЖУМАГАЛИЕВА генеральный директор компании А. ШАПАБАЕВ сообщил, что все действия согласованы с соответствующими органами и обсуждались на общественных слушаниях.

“Информация о проведении общественных слушаний была доведена до сведения общественности посредством общественно-политических газет “Приуралье” и “Орал Онири”, а также на сайте акимата района Байтерек”, - говорится в письменном сообщении.

И кому какое дело, что в поселок Петров, чья судьба решалась на этих слушаниях, газеты не привозят в принципе, и про дополнительные общественные слушания в форме опроса, которые, оказывается, проводили в сентябре прошлого года, сельчане узнали только на днях от журналистов.

- Нас травят, выживают отсюда, - сетует бывшая учительница местной школы Ольга АРСЛАНОВА. - В прошлом году у нас умерли пять человек. Практически все в возрасте до 55 лет и все от давления или сердечного приступа. Ну да, мы, конечно, уже старые. Но пожить-то еще хочется! Понятно, нефть, газ, вышки - все это нужно для государства. Ну пусть нас переселят отсюда хоть куда-нибудь, чтобы не дышать этим смрадом! Лишь бы там были больница и продуктовые магазины. Ну хоть какая-то цивилизация. Услышьте нас!

В акимате Западно-Казахстанской области на вопрос о возможности переселения жителей поселка пока ответа не нашли, но пообещали прокомментировать ситуацию позже.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть