Прописанные истины
Половина многоквартирных домов в Алматы нуждается в капитальном ремонте, но власти не собираются принимать для этого никаких правил и обязательств прямого действия.
Могут ли власти принять обязательные для исполнения принципиально важные нормы для должного содержания многоэтажек, не зависящие от мнения жильцов? Нормы могут касаться ремонта крыши и подвалов, внутри-
домовых коммуникаций, замены лифтового оборудования и т. п. Эти вопросы мы вновь обозначили в нашей предыдущей публикации (“Штрафная площадка”, см. “Время” от 2.3.2021 г.). До этого эти вопросы мы задавали уполномоченным и профильным госорганам и ведомствам. Однако чиновники не дают однозначных ответов, не говорят да или нет. Видимо, выводы мы должны сделать сами. Что ж, давайте попробуем.
И. о. заместителя руководителя управления жилищной политики Алматы Жандос КАЙЫРХАНОВ напомнил: собрание собственников остается высшим органом многоквартирного жилого дома (МЖД) с правом делегирования некоторых функций совету дома. И если совет дома получает такие права, то необходимость проведения общих собраний, письменного опроса всех жителей, по его мнению, отпадает. Вопрос, нужно ли в доме проводить капремонт, решается так же, считает он.
- У нас старый жилищный фонд, сами знаете. В Алматы более половины домов нуждаются в капремонте. Но есть СНиПы, которые конкретно определяют сроки проведения капремонта. И есть несколько вариантов: через накопительный фонд, через госпрограммы и займы в банке второго уровня.
Какой вывод напрашивается? Правила прямого действия по ремонту многоэтажек именно в Алматы принимать в ближайшее время не собираются.
Кстати, накопительный фонд - это и есть тот самый сберегательный счет в банке второго уровня, на который жильцы МЖД годами должны вносить взносы. Но сколько за десять лет существования нормы о банковском счете на капремонт было открыто таких счетов КСК, ПК, управляющими компаниями? Такой информацией не владеют даже в профильном Министерстве индустрии и инфраструктурного развития.
Однако продолжим. Заместитель председателя правления АО “Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства” (Казцентр ЖКХ) Нурбек СЕРИКОВ, отвечая на наши вопросы, тоже сослался на строительные нормы и правила, которыми регламентируются долговечность и жизнеобеспечение МЖД.
- Срок жизни каждого дома зависит от его конструктивных особенностей, материалов стен и т. д. Например, для каменных домов - сто лет, для деревянных - намного меньше, - пояснил эксперт. - Ну и, соответственно, технологическое оборудование - лифты и котлы - тоже имеют свой срок эксплуатации. В новом законе четко прописано: проектировщик должен заложить в проектно-сметную документацию перечень объектов общего имущества МЖД. Ранее такого не было. Далее застройщик при сдаче объекта в эксплуатацию обязан передать в течение 30 дней по акту приема-передачи объединению собственников имущества (ОСИ; они или простые товарищества (ПТ) должны прийти скоро повсеместно на смену КСК. - Е. Т.) всю техдокументацию, все инструкции и паспорта на оборудование дома. В этих документах как раз и будут заложены сроки эксплуатации. Руководствуясь ими, ОСИ и должны принимать меры, когда подойдет завершение срока эксплуатации оборудования общего имущества или дома.
Делаем выводы: скорее всего, ответ эксперта на наши предложения был отрицательный. Мол, и так все оговорено, что еще выдумывать?
Идем дальше. Мы также говорили о необходимости усилить контрольные функции жилищной инспекции.
Руководитель департамента методологии и регионального развития Казцентра ЖКХ Маргулан АБДЫКАРИМОВ подчеркивает: с принятием закона полномочия жилищной инспекции и так расширены.
- Дополнены пункты, благодаря которым жилищный инспектор теперь осуществляет надзор по вопросам технической безопасности, эксплуатации опасных промышленных устройств (лифты, фуникулеры, эскалаторы). Кроме того, жилищной инспекции передан контроль за эксплуатацией внутридомовых газовых систем. Законом, который вступил в силу в прошлом году, полномочия жилищной инспекции максимально доработаны, этим инспекторам придан статус государственных. Этого раньше у них не было, а следовательно, не было и полномочий, и возможностей выписывать предписания и налагать административные взыскания.
- Это все понятно. Но в сфере воздействия на орган домоуправления, который препятствует жилищной реформе, рычагов воздействия у жилинспекторов нет.
- Все полномочия прописаны в типовом положении о жилищной инспекции, соответственно, все те мероприятия, которые он может исполнять, там и перечислены. Вопросы расширения полномочий жилищной инспекции мы будем рассматривать дополнительно в случае необходимости, но на данном этапе они ограничиваются теми, которые есть в законе. При возникновении спорных вопросов с КСК пока остается вариант обращения в суд. Конечно, жилинспектор будет принимать участие во всех мероприятиях, когда проводится капитальный ремонт и когда возникают спорные ситуации, пытаться урегулировать взаимоотношения между старыми органами управления и новыми, но воздействия прямого нет, наказывать штрафами за то, что не передают документы, пока не можем.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы