В дачном омуте вожди заводятся,
или Как можно прийти к власти в отдельно взятом поселке
Наша газета рассказала минувшей осенью о давно тлеющем в дачном массиве “Мурат” близ Семея энергетическом конфликте (см. “Из огня да в полымя”, “Время” от 19.11.2020 г.). Активисты обвинили главу ОО “Семей Мурат Доверие” Светлану КРУГЛЯЧЕНКО в том, что “она создала государство в государстве с неправомерными порядками”. После выхода статьи Светлана Альбертовна представила нашей редакции свои, причем весьма жесткие, контраргументы и взгляд на события, всколыхнувшие дачный массив. Ознакомившись с ними, мы взглянули на все происходящее в этом жилмассиве совсем под другим ракурсом. И сложилась любопытная картина...
В своем ответном послании в редакцию Кругляченко настойчиво пытается доказать, что она вовсе не авторитарный диктатор, а спасительница жителей целого поселка. И в чем-то, надо признать, она права.
Вот как эта боевая женщина пришла к власти: “Когда в прежнем кооперативе всплыли миллионные долги, организацию постепенно все оставили. Я помогала последнему его председателю. Но когда и он покинул свой пост, было страшно оставить без охраны массив и без надзора сети, чтобы в случае аварии ни я, ни соседи не остались совсем без света. Чтобы линии не были брошены и разворованы, я пыталась хотя бы что-то сделать. Вошла в состав правления кооператива, но у ПКСЛ (потребительский кооператив садоводов-любителей. - Ред.) счета были уже арестованы. При невозможности восстановить работу ПКСЛ было создано общественное объединение, куда сразу перешло большинство дачников” (здесь и далее по тексту в кавычках цитаты из письма Светланы Альбертовны в нашу редакцию).
Трансформаторная подстанция и линии электропередачи были приобретены за счет взносов всех дачников. Но Кругляченко добилась, чтобы и сети, и трансформатор перешли на баланс общественного объединения “Семей Мурат Доверие”, членами которого по документам являются 10 его учредителей.
Чтобы было понятно вдумчивому читателю, поясним: в Семее энергопередающие линии в дачных массивах (за исключением одного - “Восточного Правого”) не находятся на балансе АО “ВК РЭК”, и дачники лишены возможности напрямую получать услуги от энергоснабжающей организации - ТОО “Шыгысэнерготрейд”. Дачные кооперативы заключают с ВК РЭК договор присоединения к электросетям. Такой же договор был и в “Мурате”, но его расторгли по заявлению банкротного управляющего. Догадайтесь, с кем после этого ВК РЭК заключила договор присоединения к свету? Правильно, с ОО “Семей Мурат Доверие”!
С того времени (с 2016 года) это общественное объединение принуждает жителей “Мурата” заключать с ним договор на подачу электроэнергии на порой крайне невыгодных условиях для потребителей. И люди, как правило, понимают, что, ставя свою подпись, загоняют себя в кабалу, поскольку другого выхода нет. Если не подпишешь - будешь жить без света. Все как в большом государстве: если хотите не просто выживать, а жить, то нужно учитывать конкретные реалии и следовать определенным правилам, то бишь законам.
Но, как и в любом государстве, в поселке нашлись строптивые жители (прошу не путать с оппозицией!). Несогласные с заведенными порядками, они готовы отстаивать свои права в суде. В “Мурате” таким первопроходцем стал профессор Алексей КОНОВАЛОВ. В 2016 году он отказался заключать договор с ОО “Семей Мурат Доверие”. За это Кругляченко лишила его хозяйство электричества. Алексей Петрович принял бой и, оперируя законом, выиграл судебную тяжбу. У Коновалова не было задолженности за электроэнергию, поэтому и отключать его от света Кругляченко не имела права.
Разумеется, это не устраивает Светлану Альбертовну. “Благодаря своему авторитету ученого Коновалов организовал травлю “Семей Мурат Доверие” жалобами, кляузами, требованиями проверок и сутяжничеством. Разузнал счет объединения в электроснабжающей компании, чтобы перечислять суммы за электроэнергию. Сколько он при этом тратит электричества, в квитанциях нигде не учитывается. Со своим коллегой по образовательной сфере, а ныне блогером Ильей БАРОХОВСКИМ они (…) порочат деятельность общественного объединения. Выискивают среди дачников отдельных представителей незащищенных слоев населения и провоцируют их на недовольство работой властей и дачной организации по надуманным поводам, упирая на то, что сети массива во что бы то ни стало надо передать ВК РЭК…”
И если это произойдет, то Кругляченко лишится главного рычага воздействия на муратовцев. Как только у жителей исчезнет страх остаться без света, прервется поток денежных вливаний в общественное объединение, и, скорее всего, оно прекратит свое существование. А что это может означать, как не потерю контроля над бюджетом поселка-государства?!
Сейчас по условиям договора дачники платят не только за израсходованную электроэнергию по повышенному тарифу, но и дополнительные взносы - 155 тенге за одну сотку земли в месяц. Более того, при смене владельца электрифицированной дачи “Семей Мурат Доверие” первым делом отрезает дом от электроснабжения. Нового хозяина обязывают заплатить за подключение 20 МРП (55 560 тенге).
Получаемые таким образом эти и другие финансовые ресурсы используются, конечно же, во благо людей, утверждает правитель Светлана Альбертовна. “Наша некоммерческая организация обслуживает массив благодаря взносам дачников, почти как КСК или другие его формы в городских многоквартирных жилых комплексах. Массив “Мурат” не относится к городу или селу, и коммунальные службы его полностью не обслуживают. Расчисткой дачных улочек, в том числе от снега, грейдеровкой, уборкой, кроме нашего объединения, здесь практически никто не занимается.
На взносы дачников только за последние годы на улицах массива “Семей Мурат Доверие” протянуло новые провода вместо рваных скруток. На главных улицах видеонаблюдение от воров. Поставили свои автобусные остановки со стенами и крышами от дождя и снега. Засыпали гравием глубокие ямы и колею в проездах, где застревал и проваливался личный автотранспорт наших садоводов. На улицы массива завезено 40 самосвалов гравия, который на глазах людей выравнивала специально нанятая тяжелая техника. Также привлекается техника поднимать столбы. Вывозятся мусорные свалки. Все это на средства дачников.
Акимат этого для дач не обеспечивает. Работники конторы (ОО “Семей Мурат Доверие”. - Ред.), сторожа все делают и за уборщиков, и за разнорабочих. Из собранных средств в объединении оплачивают людской труд и госплатежи в бюджет… А акимат ни средств, ни технику не дает... И стоимость работ, и где технику наймем - никого не волнует, как и то, где взять на это все деньги…”
Правда, свои заслуги Кругляченко несколько приукрасила (и в этом она, впрочем, не оригинальна). Видеонаблюдение, утверждают жители “Мурата”, они видят только у ее конторы. Да и скрутки на ветхих проводах хорошо заметны. Более того, по закону заниматься вывозом мусора ОО не имеет права. И если на то пошло, для дачных массивов предусмотрены только две формы правления - кооперативы и открытые товарищества. Общественное объединение не относится ни к тому ни к другому.
“Жалуются на нас исключительно те, кому я с соседями не могу спонсировать свет. Такие люди и взносы не хотят делать. Ведь это еще и повод избавиться от охраны, которая не нужна поселенцам (тем, кто живет на дачах постоянно. - Ред.).
Зато пока летники зимой в городе, а другие жители на работе, участковый из Ауэзовского отдела полиции вряд ли специально приедет присматривать за чьей-то пустующей дачей. Кому-то это определенно на руку”, - недвусмысленно намекает Кругляченко на то, что ей приходится заниматься и вопросами правопорядка.
Далеко не секрет: когда акимат не доходит до окраин, неизбежно власть в свои руки берут вожаки от сохи и начинают решать насущные проблемы так, как они знают, умеют и как им выгодно. Так, например, происходит в сфере ЖКХ в части многоквартирных домов: были КСК, теперь на смену им придут ОСИ и ПТ с управдомами, при этом госорганы как выступали, так и выступают в роли сторонних очевидцев происходящего. И пусть методы самостийных лидеров порой идут вразрез с законом - подавляющее большинство им все равно подчиняется, потому что уверены: без народных бастыков может быть хуже.
А тут, как было ранее объявлено, уже начиная с 2021 года планируется постепенно внедрять выборность местных акимов (власти хотят начать с сельских). Следовательно, можно предположить, что недалек тот час, когда вожаки от сохи смогут прийти к настоящей власти. А вы хотели бы, чтобы вашим населенным пунктом руководили такие люди?
Наиль ИШМУХАМЕТОВ, Алматы