6892

Из огня да в полымя

В Семее дачный поселок Мурат стал эпицентром острейшего конфликта. Тем, кто отказывается подчиняться общественному объединению, завладевшему трансформаторной будкой и линиями электропередачи дачного кооператива, отключают свет.

Из огня  да в полымя
Жители дачного поселка Мурат устали ждать от власти реальной помощи.

История ожесточенного противостояния уходит корнями в 2014 год, когда полно­властной хозяйкой в Мурате была председатель дачного кооператива Екатерина ХЛЮПИНА. Тогда ей объявили войну зимники - преимущественно переселенцы из сельских районов, проживающие на дачах круглый год. В свое время власти Семея разрешили им сделать городскую прописку. После этого у них возник резонный вопрос: почему они должны вступать в дачный кооператив и платить членские взносы?

Но у Хлюпиной был мощный рычаг воздействия на всех несогласных. Пользуясь тем, что трансформаторная будка и линии электропередачи были собственностью дачного кооператива, “Екатерина Великая” подключала к электроснабжению только тех, кто соглашался в него вступить. Новые члены обязаны были внести разовый паевой взнос в размере пяти МРП и каждый год платить членские взносы - 8000 тенге (плюс, естественно, плата за электро­энергию по повышенному тарифу). При неуплате членских взносов свет должникам незамедлительно отключали.

Пытаясь избавиться от обременительных поборов, зимники требовали привлечь к уголовной ответственности председателя дачного кооператива Хлюпину за коррупцию. Не выдержав натиска агрессивного большинства, Екатерина Александ­ровна, которую поддерживали лишь малочисленные летники, уступила свое место лидеру зимников Саяту ИГЕМБАЕВУ. Новый председатель попытался провести дачный кооператив “Мурат” через процедуру банкротства. Это ему не удалось. Формально кооператив существует и сейчас. Но все полномочия перешли к общественному объединению “Семей Мурат Доверие”, созданному в 2016 году. Его возглавила Светлана КРУГ­ЛЕЧЕНКО, которая с приходом Игембаева стала бухгалтером дачного кооператива.

В 2014 году дачники собирали полные залы, требуя убрать ХЛЮПИНУ. Теперь поняли: бывает гораздо хуже.

Дачники хорошо помнят, как она горячо обличала Хлюпину. Но с приходом к власти бывшая соратница зимников так жестко закрутила гайки, что “Екатерине Великой” и не снилось.

- Практически она создала государство в государстве с неправомерными порядками, - считает Алексей КОНОВАЛОВ, социолог, который еще в 90-х годах при­обрел здесь дачу. - Начнем с того, что общественное объединение - это некоммерческая организация, а ОО “Семей Мурат Доверие” оказывает платные услуги. Когда дачники пытаются узнать, какие же услуги они оказали, на какие цели идут собранные средства, им отказывают со словами: “Вы не член объединения”. К слову, в это ОО входят только десять человек - его учредители. Остальных жителей поселка принуждают заключать договор с общественным объединением на кабальных условиях. Но люди вынуждены соглашаться, иначе им откажут в электроснабжении, потому что в 2018 году каким-то непостижимым образом общественному объединению удалось забрать в свою собственность трансформаторную будку и линии электропередачи, на которые когда-то собирали деньги члены дачного кооператива!

Передо мной один из договоров, заключенный между жителем дачного поселка Мурат и общественным объединением в 2019 году. Что изменилось со времен Хлюпиной?

Как и при Екатерине Александ­ровне, муратовцы оплачивают электроэнергию по повышенному тарифу. Для физических лиц в городе он не превышает 12 тенге за кВт/ч. Для жителей дачного поселка киловатт стоит 15,5 тенге, потому что в эту сумму включают потери электро­энергии в сетях.

Раньше взнос членов дачного кооператива составлял 8000 тенге в год. Сейчас платеж, именуемый арендной платой, вырос: его размер варьируется в пределах от 1200 до 2000 тенге ежемесячно!

Во времена Хлюпиной новые члены дачного кооператива обязаны были внести разовый паевой взнос в размере пяти МРП. Круглеченко пошла еще дальше. При смене владельца электрифицированной дачи общественное объединение первым делом отрезает дом от электроснабжения. Нового хозяина обязывают заплатить за подключение… 20 МРП (55 560 тенге)!

Помимо этого договор, который общественное объединение заставляет подписывать, преду­сматривает… массу штрафных санкций, причем по надуманным поводам.

Так, жители города должны платить за свет до 25-го числа каждого месяца. С начала пандемии энергетики входили в положение должников, предоставляя им отсрочку. Но дачный поселок Мурат вынужден жить по драконовским законам: договор обязывает рассчитываться за электроэнергию и арендную плату с 15-го по 18-е число каждого месяца. Задержал оплату - обязан выплатить штраф в один МРП (2778 тенге)! К этой сумме приплюсовывается пеня в размере 0,5 процента от неуплаченной суммы задолженности.

Шокируют и другие штрафы, прописанные в договоре. Например, муратовцев, заключивших договор с ОО, могут оштрафовать на 10 МРП (27 780 тенге) за подачу электроэнергии на соседний участок. В случае выявления нарушений (перечень их очень длинный) ОО отключает электроэнергию, а за повторное подключение нужно заплатить штраф в размере 20 МРП.

Жители дачного поселка отчетливо понимали абсурд­ность договора, но страх остаться без света заставлял их ставить подписи. Конечно, находились смельчаки, которые обращались за помощью во всевозможные инстанции. Разговор у Круглеченко с бунтарями был короткий - расторжение договора и отключение от электроснабжения. Но в сентябре представители городского акимата все-таки встретились с членами инициативной группы поселка Мурат, чтобы объявить о планах передать линии электропередачи дачного поселка городу.

- Для нас это значит освобождение от ОО “Семей Мурат Доверие” с их кабальным договором! - восклицает член инициативной группы Толкын РЫМБЕККЫЗЫ. - Если наши сети передадут ВК РЭК, в прошлом останутся дикие переплаты за электроэнергию с дополнительными поборами и угроза громадных штрафов за несуществующие нарушения. Мы сможем открыть лицевой счет и перечислять плату за электроэнергию напрямую ТОО “Шыгысэнерготрейд”. Сейчас нас обязывают принести деньги в контору только четыре дня в месяц. Вы представляете, какая там толпа?! И это в разгар пандемии!

Но не все так просто. Для того чтобы начался процесс передачи линии электропередачи Мурата городу, инициативной группе нужно собрать 51 процент подписей от общего числа жителей дачного поселка.

- Общее число участков 828. Получается, мы должны собрать не меньше 450 подписей. Сначала у нас дело быстро пошло. А потом процесс затормозился, - сетует Толкын. - На то есть целый ряд причин. Во-первых, пандемия, запрет на собрания. Во-вторых, у ряда владельцев дачных участков нет правоустанавливающих документов. А без них подпись недействительна. Ну и, наконец, многие боятся Круглеченко...

Активистам стало известно, что параллельно с ними Светлана Круглеченко собирает подписи… против передачи линий электропередачи Мурата городу! Замдиректора школы-интерната №6 Акылбек СМАГУЛОВ отказался поставить свою подпись - и поплатился за это.

Акылбеку СМАГУЛОВУ отключили свет, когда он отказался подписать заявление против передачи электросетей дачного поселка городу.

- У меня в среднем выходит оплата 3,5-4 тысячи тенге в месяц с учетом дополнительного сбора за услуги ОО в размере 1200 тенге. В этот раз я смог приехать на дачу только в начале ноября, потому что болел, температурил. Светлана Альбертовна мне сует заявление, чтобы я подписал его против передачи линии электропередачи ВК РЭК. Я отказался. Она говорит: “Тогда штраф будете платить за несвоевременную оплату”. Я вспылил. Ушел возмущенный.

Вечером приезжаю - у меня свет отключен. На следующий день пришел в контору, хотел заплатить все, что они требуют. Штраф так штраф! А мне говорят: “Мы не примем у вас оплату, пока не перенесете счетчик. Нам неудобно снимать показания. Он у вас в недоступном месте”. За пять лет никто не предъявлял претензий по этому поводу. Ясно, что это способ свести со мной счеты!

Даже после того, как Акылбек Смагулов перенес счетчик в другое место, ему не возобновили подачу электроэнергии.

- Так это же издевательство! - не выдерживаю я.

- Издевательство, - обреченно соглашается дачник. - Сейчас думаю покупать генератор. Придется самому вырабатывать электричес­тво…

Другой выход нашел Алексей Коновалов.

- Нужно просто подать в суд на ОО “Семей Мурат Доверие”, как это сделал я в 2016 году. Выиграл, потому что договор абсолютно незаконный. Теперь плачу за электроэнергию через “Каспи Голд”.

Совет хороший. Но подходит далеко не всем. Судебный процесс может растянуться на месяцы. Все это время истцам придется обходиться на даче без света. Хорошо, если можешь вернуться в свою городскую квартиру. А если возвращаться некуда?

Все чаще общественники и жители дачного поселка говорят о том, что болезненную проблему не решить полумерами. Необходимо изменить целевое назначение земель дачных массивов с садоводства на индивидуальную жилищную застройку.

- 80 процентов жителей дачных поселков построили здесь постоянное жилье. Они спят и видят, чтобы их дачи включили в черту города. Вот только для местной исполнительной власти это дополнительная головная боль, - объясняет правозащитник Илья БАРОХОВСКИЙ. - Чиновники десятилетиями не могут обеспечить элементарными социальными благами районы, которые с начала существования находятся в черте города. А тут еще предлагают повесить ярмо на шею в виде бывших дачных поселков! Вряд ли они на это пойдут.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть