2854

Местная власть словно не местная...

В Уральске пойменные леса гектарами вырубают под строительство элитных коттеджей и многоквартирных жилых комплексов. Чиновники, распродавшие в частные руки огромные участки зеленых легких города, утверждают, что все законно, и не видят никаких оснований для пересмотра своего отношения к ситуации. Активизация лесорубов, приватизировавших леса в 90-х, стала реакцией на правила по изъятию в госфонд неосваиваемых земель. В очередной раз видно, что у нас получается, когда хотят как лучше...

Местная власть словно не местная...
Прибрежный лес сохнет гектарами.

Об опустынивании зеленых берегов Урала экологи твердят уже несколько лет. Но если раньше самой серьезной проблемой была бездумная распашка земель, то сейчас речь идет о целенаправленном уничтожении пойменных лесов в угоду отдельным толстосумам. Под видом обустройства зон отдыха или дачного строительства гектары прибрежных земель выведены из госфонда, переданы частным лицам, а затем проданы.

Цены за участки в лесном массиве посильны только людям очень и очень обеспеченным. Но, судя по всему, в Уральске богатых много, потому что коттеджи в прибрежной зоне растут как грибы. При этом ни одна организация, ведающая землей, экологией или природными ресурсами, даже не пытается противиться массовой вырубке леса и застройке территории.

В управлении природных ресурсов сообщили, что их дело только следить за тем, чтобы не было незаконной вырубки деревьев на государственной земле. Но так как участки находятся в частной собственности, там владельцы могут делать все, что захотят.

В водно-бассейновом управлении вообще сообщили, что строительство в поймах рек к ним никакого отношения не имеет. На замечание о том, что нередко новые коттеджи возведены даже в водоохранных полосах, руководитель местного филиала сообщил, что им о таких фактах не известно, а предложение посетить такие места проигнорировал.

Особенно активизировались вла­дельцы лакомых земельных наделов в последние два года. Прижал ли экономический кризис, другими ли оказались причины, но на местных сайтах появились десятки предложений о продаже участков в поймах рек Урал и Чаган.

Например, информация о продаже нескольких участков в прибрежном лесу Урала выставлена на сайте одного из банков. Шесть участков в среднем по 6-8 соток - обычный земельный надел для ИЖС в Уральске - описаны как залоговая недвижимость, выставленная на продажу. Цена колеб­лется от 6 до 8 миллионов тенге. Лишь за один - площадью почти 17 соток - просят сразу 16,5 миллиона.

На этом же сайте можно увидеть объявление о продаже участка в районе гостиницы “Самал”. Местные знают, что эта бывшая обкомовская гостиница была построена в живописнейшем месте на берегу Чагана. Вокруг высадили саженцы редких деревьев. С учетом статуса гостиницы уход за ними был соответствующим, и со временем они превратились в настоящий реликтовый лес. Однако с передачей в частные руки его большая часть уже уничтожена: мало кто из нуворишей разбирается в тонкостях лесоводства.

Дома в водоохранной зоне.

Ранее на сайте по сделкам с недвижимостью был выставлен на продажу земельный участок площадью больше двух гектаров. Владелец просил за него 200 миллионов тенге и пояснил в описании, что участок этот находится в частной собственности прямо на берегу Урала. Судя по плану, все наделы, выставленные на продажу, расположены, во-первых, в пойменном лесу и, во-вторых, в водоохранной зоне. Фактически, если все владельцы начнут осваивать свои участки (а они к тому же являются делимыми), от пойменного леса в южной части города не останется ничего.

Целевое назначение всех участков, выставленных на продажу в настоящее время по берегу Урала, - строительство и обслуживание зоны отдыха. Каким образом строительство частных зон отдыха на берегу сообразуется с Конституцией, гарантирующей казахстанцам равные права на владение лесами и реками, а также с Водным кодексом, - вопрос открытый.

Примечательно, что на большинство земельных наделов, которые сейчас находятся в частных руках, есть все необходимые документы. Во всяком случае, по всем запрошенным участкам в ЖКХ сообщили, что частники владеют землей на законных основаниях.

Кстати, у главного архитектора Уральска есть предположение, почему владельцы земельных участков, десятилетиями не подававшие признаков жизни, так активизировались в последнюю пару лет. Дело в том, что неосвоенные земли могут быть изъяты в госфонд в ближайшее время. Осваивать их в качестве строительства зоны отдыха нынешние владельцы, скорее всего, никогда и не собирались, это было лишь вложение средств. Ну а теперь, когда возникла реальная угроза безвозмездного возвращения земель государству, появилась необходимость получить от них и вложения, и маржу. Кроме того, появилась необходимость застройки и тех участков, что были изначально приобретены под строительство жилья.

Как вообще возможна распродажа прибрежной зоны, никто толком объяснить не может. Дело в том, что часть лесного фонда находится в ведении городского акимата, часть - управления природных ресурсов. Планы и схемы в ведомствах и на их сайтах часто отражают различные данные, поэтому сами чиновники подчас не могут (или делают вид, что не могут) точно сказать, кому эта земля принадлежит сейчас, кому принадлежала раньше, кто и на каких основаниях ее передал частнику.

Городской отдел земельных отношений кивает на отдел архитектуры, тот, в свою очередь, отправляет в управление природных ресурсов и обратно в земельный отдел. Документы то оказываются утерянными, то переданными в другое ведомство. Известно лишь, что подавляющее большинство лесов было передано (не продано, а именно передано, причем официально безвозмездно) в частную собственность в 90-х годах прошлого века. Эту фразу чиновники произносят, делая многозначительное выражение лица. Судя по всему, она должна объяснить все и поставить точку в этом вопросе.

Как бы то ни было, но застройка водоохранной зоны сейчас идет полным ходом. Уже никого не смущает, что на месте бывшего леса растут не только коттеджи, но и целые жилые комплексы. На днях началось освоение очередного участка в водоохранной зоне реки Чаган в районе станции юннатов. Земельный надел площадью почти в 3,5 гектара находится в частной собственности. И хотя в кадастровой карте информация о земле­владельце недоступна, известно, что принадлежит он местному бизнесмену Хамзату ИСАЕВУ. Бизнесмен приобрел его больше десяти лет назад, но осваивать начал только в этом году. Целевое назначение участка - строительство и обслуживание жилого дома, он является делимым. Судя по его размерам, можно предположить, что в ближайшее время здесь могут быть построены до 45 жилых домов, и от леса не остается ничего, кроме воспоминаний.

Чиновники, по логике имеющие прямой повод заинтересоваться происходящим, уверены, что никаких оснований для беспокойства нет. Насколько законно получена земля, выяснять никто, кроме общественников, не намерен. При этом на все бюрократические проволочки требуется много времени. Пока активисты будут выяснять обстоятельства, владелец может на вполне законных основаниях вырубить весь лес, и проблема решится сама собой. Нет леса - нет претензий к владельцу земли. Таких участков, переданных и перепроданных в частное владение разным, но непростым людям в поймах Урала и Чагана, десятки.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть