С видом на дом на зелёных холмах
Алматинская ТЭЦ-2 будет переведена на газ не раньше 2024 года. При этом потребительские тарифы на тепло- и электроэнергию могут вырасти на 34 процента
10 городов Казахстана, в том числе Алматы, характеризуются высоким уровнем загрязнения воздуха. Проведенный в период чрезвычайного положения мониторинг состояния атмосферного воздуха показал, что по сравнению с мартом-апрелем прошлого года концентрация взвешенных частиц РМ-2,5 и РМ-10 в нижней части первого казахстанского мегаполиса осталась примерно на том же уровне. Из этого вывод: на состояние воздуха севернее улицы Толе би и западнее проспекта Сейфуллина наиболее сильное влияние оказывает ТЭЦ-2.
Сообщивший об этом в ходе прошедшей в четверг в онлайн-режиме конференции по экологическим проблемам Алматы председатель комитета экологического регулирования и контроля Минэкологии Зулфухар ЖОЛДАСОВ вместе с тем добавил, что в верхней части города зафиксировано снижение концентрации вредных газов, в частности диоксида серы и диоксида азота.
В целом, по его словам, анализ показал, что вклад в загрязнение южностоличного воздуха ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, расположенной в поселке Утеген Батыр Алматинской области, составляет 34 процента, автотранспорта - 52, частного домашнего сектора, в том числе областного - 14 процентов.
- Если ранее рассматривались лишь городские источники загрязнения воздуха, то анализом установлен существенный вклад агломерации, - отметил Жолдасов. - Так, если Алматы обеспечен газом на 99 процентов, то в пяти приграничных районах Алматинской области газификация составила лишь 44 процента.
Со ссылкой на данные РГП “Казгидромет” представитель экологического ведомства также сообщил, что в результате активной застройки города скорость ветра в нем снизилась с 11-12 м/с в 1980 году до 0-2 м/с в 2019-м. При этом для нормального воздухообмена скорость ветра должна составлять не менее 2-3 м/с. Усугубляет ситуацию и то, что около 360 дней в году в Алматы наблюдается штиль.
Для улучшения экоситуации прежде всего нужно минимизировать промышленные выбросы ТЭЦ-2, считают власти. Напомним, весной этого года АО “КазНИПИЭнергопром”, занимающееся разработкой технико-экономического обоснования модернизации ТЭЦ-2, представило на суд общественности четыре варианта этой самой модернизации (см. “Только не надо чадить!”, “Время” от 19.5.2020 г.). И вот результат: большинство голосов получил первый вариант, предполагающий перевод ТЭЦ-2 на газ, сообщил на конференции управляющий директор по производству АО “Самрук-Энерго” Серик ТЮТЕБАЕВ. Согласно расчетам газификация станции по этому варианту обойдется в 98 млрд тенге и позволит в итоге сократить ежегодные выбросы на 83 процента. При этом тарифы на тепло- и электроэнергию вырастут ориентировочно на 34 процента. Осенью пройдут общественные слушания по оценке воздействия этого проекта на окружающую среду, а затем он будет передан на госэкспертизу. Завершить модернизацию ТЭЦ-2 планируется в 2024 году.
Со временем предполагается перевести на газ и ТЭЦ-3, выбросы которой равны трети выбросам ТЭЦ-2 - они существенно портят воздух в Турксибском районе Алматы. По словам Тютебаева, в 2021 году планируется начать разработку ТЭО, в 2022-м решить вопрос с финансированием, а в 2023-м приступить к реконструкции объекта. Правда, решение вопроса зависит не только от “Самрук-Энерго”, но и от “КазТрансГаза”.
- “КазТрансГаз” направил в “Самрук-Энерго” и другие ведомства письмо о том, что он ставит под сомнение возможность снабжения газом алматинской ТЭЦ-2 и других объектов, - проинформировал Тютебаев. - Мы сейчас готовим ответ, говорим о том, что мы не можем рассматривать экспорт, не экспорт, какие убытки у вас будут. Мы говорим о том, что у нас есть техусловия на тот газ, что у вас есть. Мы по нему по ТЭЦ-2 работаем. А теперь еще запросим техусловия на ТЭЦ-3. И все зависит от того, что ответит “КазТрансГаз”. Мы просим министерство помочь в этом отношении.
Что касается проблемы сокращения выбросов автотранспорта, то Минэкологии предлагает увеличить долю работающих на газе автобусов с 500 до 2000 единиц к 2023 году, а также законодательно запретить покупать общественный транспорт на дизельном топливе. Кроме того, предлагается усилить контроль за качеством ГСМ, а также за техосмотром автомобилей - предусмотреть ответственность и наказание СТО за ненадлежащий уровень оказанных услуг.
Помимо этого Минэкологии рекомендовало акимату Алматы провести исследование по ветровому движению и впоследствии скорректировать генеральный план застройки города с учетом полученных данных.
Кроме того, необходимо увеличить территории зеленых насаждений в мегаполисе с нынешних 1427 га хотя бы до 1928 га, количество деревьев - с 2,3 млн до 3 млн единиц. Их вырубку рекомендовано вообще запретить, за исключением санитарной, а также ужесточить ответственность за нарушение этого запрета. Дело в том, что сегодня удельная площадь зелени в Алматы составляет 7,4 кв. м на человека при норме 10 кв. м.
Еще одна рекомендация Минэкологии касается газификации частного сектора пригорода Алматы. Как сообщил заместитель акима Алматинской области Серик ТУРДАЛИЕВ, на сегодняшний день из 178 входящих в алматинскую агломерацию населенных пунктов доступ к газу имеют 139.
- Что имеется в виду под “имеют доступ к газу”? - пояснил Турдалиев. - По инвестиционной программе “КазТрансГаза” магистральный газопровод был проведен за счет средств компании. Внутрипоселковые газовые сети были проведены за счет средств инвесторов, за все эти годы было вложено около 40 млрд тенге. Есть технические условия для подключения потребителей. Стоимость варьируется от 300 тысяч до 450 тысяч тенге, и не все имеют возможность оплатить. Сегодня 76 процентов жителей уже подключились: в Жамбылском районе 46 процентов, в Илийском - 52, в Талгарском - 37, в Енбекшиказахском - всего 0,3 процента. У “КазТрансГаза” долгосрочная программа, и в соответствии с ней мы в этом году ведем переговоры и будем газифицировать Енбекшиказахский район за счет средств бюджета. Мы уже заложили в бюджет средства на проектно-сметную документацию, эта работа в ближайшее время будет закончена.
По словам Зулфухара Жолдасова, уже разработан и находится на утверждении в правительстве проект “Дорожной карты” по комплексному решению экологических проблем Нур-Султана и Алматы, предполагающий реализацию этих и других комплексных мер.
Первый заместитель акима Алматы Ерлан КОЖАГАПАНОВ в свою очередь рассказал об усилиях городских властей по улучшению экологической ситуации в мегаполисе. Планируется запустить проект “День без машин”, в рамках которого раз в неделю в определенных частях города будет перекрываться движение автотранспорта. Кроме того, в будущем на улицах Алматы появятся дополнительные 28 км велодорожек. Помимо этого по периметру города будут выставлены экопосты и заработают мобильные лаборатории для измерения норм токсичности и дымности выхлопов автотранспорта. Акимат также ведет работу по строительству БРТ и переводу общественного транспорта на газ - в этом году закуплено 130 новых автобусов. Наконец-то начато строительство Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), которая, как ожидается, позволит сократить передвижение грузового транспорта по городу на 40-50 тысяч авто в сутки. Ведутся работы по озеленению, осенью акимат планирует высадить еще 250 тысяч деревьев.
- Как уже было сказано, 52 процента выбросов - от автотранспорта, поэтому вы именно этому направлению, этой проблеме должны уделить особое внимание, - обратился к Кожагапанову принимавший участие в конференции министр экологии, геологии и природных ресурсов страны Магзум МИРЗАГАЛИЕВ. - Это не компетенция нашего министерства, но, несмотря на это, мы предусмотрели ряд мер, которые включили в “Дорожную карту”. Но здесь очень важна позиция именно местного исполнительного органа в активизации решения этих проблем.
В ходе конференции, в которой приняли участие почти полторы сотни человек - чиновники, представители НПО, экоактивисты и т. д., поднимались и другие проблемные вопросы, касающиеся экологии южной столицы.
В частности, председатель экологического общества “Зеленое спасение” Сергей КУРАТОВ обратил внимание на причины, способствующие загрязнению окружающей среды: неограниченный рост города, отсутствие энергосберегающей политики, отсутствие альтернативных источников энергии, миграция населения, городские свалки, заброшенные территории и т. п.
- Нужно бороться с причинами, а не только со следствием, - считает эколог.
Председатель экосоюза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ заявил о недопустимости строительства мусоросжигающих заводов, которые, по его мнению, не решат, а только усугубят экологические проблемы.
В ходе конференции произошла пикировка между противниками и сторонниками реализации на территории Иле-Алатауского нацпарка проекта ТОО “Туранга груп” по экотуризму, предусматривающего строительство визит-центров, кемпингов, глэмпингов и караванингов. Первые считают, что строительство на особо охраняемых природных территориях, заезд туда машин и слив в реку канализационных вод, пусть и очищенных, - это серьезное вмешательство в окружающую среду. Вторые же считают, что нужно думать прежде всего о людях, а создание условий для цивильного отдыха как раз и будет способствовать сохранению природы.
Но многие вопросы, волнующие общественность, за два часа, что длилась конференция, собравшиеся обсудить не успели. В связи с этим активистка движения “Защитим Кок-Жайлау” Жанна СПУНЕР предложила Минэкологии проводить подобные мероприятия чаще и на более узкие темы. На том и порешили.
Для справки
- PM-2,5 - загрязнитель, содержащий твердые микрочастицы и мельчайшие капельки жидкостей объемом не более 2,5 микрометра. Это могут быть частицы сажи, асфальта, автомобильных покрышек, сульфаты, нитраты, оксиды тяжелых металлов и т. д. Попадая в легкие, они оседают там, а затем проникают в кровь и разносятся по всему организму. Вызывают легочные, сердечно-сосудистые заболевания, аллергию, онкологию и т. д.
- PM-10 - более крупные и тяжелые частицы объемом 10 микрометров, это так называемая взвешенная пыль. Могут состоять из частиц сульфатов, металлов, неорганических солей и т. д. Так же, как и PM-2,5, оказывают негативное влияние на организм человека.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы