3442

Это не игрушки

С 1 июля 2020 года вступают в силу новые правила усыновления детей

Это не игрушки

27 декабря прошлого года глава государства подписал закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности”, который внес поправки в том числе и в Кодекс о браке и семье. В частности, с 1 июля 2020 года вступит в силу норма о том, что граждане не смогут усыновлять детей, не пройдя предварительно психологической подготовки, за исключением близких родственников ребенка. Проводить такие курсы будут организации, оказывающие содействие в усыновлении (агентства по усыновлению, НПО и т. д.), а также организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома и т. д.). При этом для потенциальных приемных родителей психологическая подготовка будет бесплатной - все затраты лягут на вышеуказанные организации.

Оценить свои ресурсы

Эти изменения были внесены для того, чтобы снизить количество случаев, когда детей возвращают в детдома, ведь для ребенка, уже один раз пережившего смерть или предательство близких людей, это катастрофа. По данным общественного фонда “Ана үйі”, в Казахстане повторно отказываются в среднем от 18 процентов усыновленных детей. Для сравнения: в России эта цифра составляет 10 процентов, а в Европе - 8 процентов, причем в Старом Свете речь идет не о возвращении в приют, а о переходе детей из одной семьи в другую.

- Из 100 процентов обратившихся за консультацией людей только 50 процентов соглашаются пройти нашу школу приемных родителей, - говорит исполнительный директор фонда Балия АКИМБЕКОВА. 

- Как правило, люди говорят: чему вы можете меня научить? Рассказывают, что сами выросли в семье, у некоторых уже есть опыт воспитания собственных детей. Но даже из тех 50 процентов, что все же идут в школу, примерно к середине курса некоторые отсеиваются, говоря: я, наверное, переоценил свои возможности и пока не готов. И это очень хорошо, поскольку является профилактикой возврата детей в детдома.

По словам психолога Динары АЛИДАРОВОЙ, главная причина возврата детей в детдома - нереалистичные ожидания. 

Как правило, люди рисуют в своем воображении идеальную картинку: веселый, добрый и послушный ребенок, который учится в школе на одни пятерки, затем поступает в институт на грант, устраивается на престижную работу и заботится о престарелых родителях до самой их смерти. Реальность же оказывается совершенно иной: приемный сын или дочь ломает игрушки, врет, хамит, убегает из дома и т. д. Очень часто усыновители жалуются на воровство, но, как объясняет руководитель Национального агентства по усыновлению Ляззат ЖУСУПОВА, это явление нельзя воспринимать так одно­значно.

- Ребенок раньше жил в учреждении, где все было общее, - говорит она. - Например, стоит тумбочка, и в ней лежат чистые носки. Ребенок не ищет “свои” носки, он надевает любые, которые попадаются ему под руку. У него нет границ: он думает, что все общее. И когда попадает в семью, то продолжает рассуждать так же и не считает зазорным взять какую-либо вещь. А родители думают, что он ворует, и начинают паниковать.

О чём он хочет сказать?

В любом случае так называемое плохое поведение ребенка (это касается не только приемных, но и родных детей) сигнализирует о том, что ему требуется внимание. То есть поведение, говорит психолог Динара Алидарова, - это лишь симптом, который говорит о какой-то неудовлетворенной потребности. И родителям важно распознать эту потребность и удовлетворить ее. Помочь могут конкретная похвала, предложение выбора двух вариантов (например, если ребенок не хочет спать, предложить ему пойти в спальню самостоятельно или “поехать” на руках родителя), использование таблицы достижений (награждать ребенка звездочкой за то, что он почистил зубы; при накоплении определенного количества звездочек поощрять, например, походом в кино), избирательное внимание (игнорировать негативное поведение и поощрять позитивное), установление правил и т. д. При этом категорически запрещается наказывать ребенка, если он болеет, перед сном и сразу после сна, во время еды, непосредственно после душевной или физической травмы, когда ребенок пытается что-то делать, но у него не получается, а также когда сам родитель находится в плохом настроении.

- Каждый ребенок мечтает о семье, что бы он ни говорил и ни делал, - говорит психолог. - И когда он приходит в семью, то первое время показывает себя с лучшей стороны. Это так называемый медовый месяц. Второй этап - это когда ребенок начинает распаковываться и проявлять свои травмы, нарушать границы. И вот здесь происходят самые сложные ситуации: ложь, истерики и т. д. Таким образом ребенок говорит: посмотри, какой я плохой. Ты примешь меня или вернешь обратно? Но при этом он больше всего на свете боится вернуться туда, откуда его забрали. Взрослые, когда чего-то боятся, стараются, чтобы этого с ними не произошло, а если и произойдет, то по их инициативе, потому что так легче. Так же и ребенок делает все, чтобы от него отказались, но на самом деле он кричит: помоги мне! поверь мне! докажи мне, что я тебе нужен! мне нечего тебе дать, я не могу быть тем, кем ты хочешь меня видеть! полюби меня таким, какой я есть! К счастью, теперь психологическая подготовка родителей будет обязательной, и они станут лучше понимать такие моменты.

История успеха

- В мае 2019 года в одном из детских домов Костанайской области наш кандидат Светлана увидела танцующую девочку, которая смотрела в зал и мило улыбалась, - рассказывает Ляззат Жусупова. - После концерта она подошла ко мне и робко спросила: можно мне познакомиться с этой девочкой? Я ответила: думаю, что нет, нам нужно узнать, есть ли анкета ребенка в базе детей, оставшихся без попечения родителей. После я подошла к социальному педагогу, чтобы узнать историю девочки. На следующий день к нам в офис приехала Светлана и сказала: мы дома посовещались, я хочу познакомиться и, если можно, забрать Марину под опеку. Вместе со Светланой мы поехали в учреждение. Привели девочку. Как выяснилось, Марине 11 лет, ее биологическая мать лишена родительских прав, в учреждении ребенок с 4 лет. За это время мама ни разу не приходила и судьбой дочери не интересовалась. После знакомства мы рекомендовали Светлане установить гостевой режим и пока забрать Марину на каникулы. Она оперативно собрала необходимые документы, и с согласия Марины с учреждением был заключен договор о передаче ее в гостевую семью. Недели через три в рамках сопровождения мы их навестили и заметили у Марины привязанность к Светлане: девочка очень хотела остаться с ней. Несмотря на то что Марина пришла в семью с большим багажом травм, Светлана настаивала на оформлении опеки над ней. Она знала, какие проблемы будут впереди, с чем столкнется, и была готова ко всему. Благодаря школе приемных родителей Светлана помогает Марине пройти адаптационный период. Девочка в семье более шести месяцев. За это время было многое: воровство в школе, прятание еды под подушку, за кровать, агрессивное поведение. Но Светлана четко понимает, что это выходят травмы Марины, и принимает ее такой, какая она есть.

Для справки
По данным общественного фонда “Ана үйі”, на сегодняшний день в стране существует 107 детских домов, домов ребенка и других организаций, в которых воспитываются 4606 детей. Лидерами по количеству сирот и отказников являются Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Костанайская области. А наи­меньшее число таких детей и, соответственно, сиротских учреждений фиксируется на западе Казахстана - в Мангистауской, Атырауской и Актюбинской областях. При этом налицо тенденция к уменьшению: в 2013 году в детдомах проживали 10 887 детей, а к 2020-му их количество сократилось почти в три раза.
Как сообщает Ляззат Жусупова, почти за четыре года существования проекта в 801 семью удалось устроить 1178 детей, в том числе 155 с различными заболеваниями. В основном детей усыновляли семейные пары - 75 процентов, остальные - одинокие женщины, вдовы, а также проживающие с партнером вне брака (по закону одинокие мужчины не имеют права усыновлять детей, если только они не воспитывали ребенка на протяжении трех лет перед смертью матери или лишением ее родительских прав).

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть