От общего - к частнику
В Уральске местный бизнесмен намерен строить базу отдыха на берегу реки Чаган. Местные жители и независимые экологи заявляют, что предприниматель самовольно изменил русло реки. Однако будущий застройщик утверждает, что просто провел берегоукрепительные работы. Наш корреспондент пытался разобраться, что на самом деле происходит в одном из самых живописных и фешенебельных районов Уральска.
А эколог против
Строительство базы отдыха было презентовано на заседании регионального совета по привлечению инвестиций в прошлом году. Тогда предприниматель Серик МЕРГАЛИЕВ красочно описал все плюсы нового объекта.
- Такого проекта на территории областного центра еще не было. Здесь будет пруд с карповыми породами рыб, зеленые насаждения, зона для отдыха и рыбалки, футбольное поле, теннисный корт и многое другое, - уверял бизнесмен. - Представленный проект позволит восстановить экосистему водно-болотных участков и береговой зоны, развивать аквакультуру рыбных ресурсов и рыбопосадочного материала и, конечно, спортивно-любительское рыболовство.
Участниками совета по привлечению инвестиций проект был одобрен на ура. При этом не было произнесено ни слова о том, какие конкретно работы будут проводить в пойме реки будущие владельцы базы.
О характере работ стало известно лишь недавно. Местные жители заметили, что на берегу появилось большое количество техники. Экскаваторы ровняли территорию, где-то рабочие рубили деревья, где-то сносили холмы. Однако настоящее беспокойство у людей вызвало то, что в какой-то момент экскаваторы начали работать на береговой линии. За короткий срок вдоль берега вырос земляной вал длиной несколько десятков метров. Местные говорят, что раньше здесь была заводь.
- Визуально понятно, что этой дамбой строители отсекли заводь от реки, - говорит председатель экологического общественного объединения “Таза Булак” Арман БЕКТЕНОВ.
- И тем самым они в этом месте спрямили русло. Теперь возникает большой вопрос: а знают ли строители о последствиях, которые могут повлечь за собой эти действия? Самый свежий пример - прошлогодние изменения русел рек в Актобе. В погоне за геометрической правильностью расположения некие умники расширили русла, спрямили их, вырубили деревья в прибрежной зоне, и в результате уже к июлю город остался без водоемов вообще. Во время паводка вся вода просто стекла по прямой к устью. Неизвестно, что будет в этом году, но, скорее всего, история повторится.
Правда, в случае с Чаганом, считает эколог, все выглядит не так катастрофически, поскольку строительные работы затронули лишь небольшой участок реки. Однако и приемлемым происходящее назвать нельзя, ведь любые работы в водоохранной зоне прежде должны быть оценены экспертами на предмет возможного ущерба природе.
Министерству виднее
Как выяснилось, ни одна из местных организаций, имеющих отношение к природным ресурсам, не была поставлена в известность о грядущем строительстве. В областном управлении природопользования сообщили, что они о проекте слышат впервые. Но при этом пояснили, что у них никаких разрешений запрашивать никто и не должен был. А все потому, что эта территория находится в ведении городского акимата и к областным структурам отношения не имеет.
В городском управлении архитектуры сообщили, что в генплане Уральска эта территория указана как отведенная под садоводческую деятельность. Соответственно, на этих участках по закону можно сажать только сады и огороды. Кроме того, в Водоохранном кодексе четко сказано, что в пределах водоохранных зон и полос запрещена любая хозяйственная и строительная деятельность. Постановлением акимата Западно-Казахстанской области, принятым в 2017 году, водоохранная зона вдоль реки Чаган установлена на расстоянии 500-600 метров от береговой линии.
Между тем генеральный директор ТОО “ПСП “Серик” Серик МЕРГАЛИЕВ высказал свою точку зрения по этому поводу.
- Проект базы отдыха получил одобрение регионального совета по инвестициям. Сейчас все документы находятся на согласовании, - объяснил бизнесмен. - Я ездил в Министерство экологии и защищал этот проект там. Получил одобрение министра, официальный документ, подтверждающий это, сейчас находится в пути. На берегу в водоохранной полосе не будет никаких капитальных строений. Только пирсы и беседки. Это разрешено законом. Конечно, мы будем проводить все необходимые процедуры и экспертизы. Пока же мы только расчищаем территорию под будущее строительство. Сами строительные работы еще не начинали. Что касается этой насыпи, мы лишь укрепили берег. Ничего не отшнуровывали, ничего не выкапывали. Здесь уложена монтажная сетка, по ней прошла спецтехника, утрамбовала берег, сверху положили грунт, и затем мы выровняли его поверхность. Укрепительные работы ведутся для того, чтобы паводок не размывал этот участок. Подчеркиваю, это не строительные работы.
Кроме этого предприниматель заявил, что скандал вокруг строительства раздувают владельцы прилегающих участков, так как намерены выручить за эти земли солидные деньги.
- Эти участки когда-то выдавались под садоводческую деятельность, - продолжает Серик Мергалиев. - Их получили бесплатно, и, обратите внимание, все участки оформлены практически одним числом и только на несколько фамилий. Но если их выделили под садоводческую деятельность, то там должны быть дачи. Однако за все время их даже не начали осваивать. Потому что держат для продажи, причем по совершенно немыслимым ценам. Нам, например, их предлагали по одному миллиону тенге за сотку.
Ну кто так строит!
Кстати, про новый объект на водоеме не слышали не только природоохранные организации, но и водники. Например, в местном филиале РГП “Западводхоз”, в чьем ведении находятся водоемы области, сообщили, что с ними никто ничего не согласовывал и никаких договоров не заключал. И это тем более странно, что, намереваясь обводнять территорию базы, предприниматель в любом случае должен будет запрашивать дополнительное количество воды у этой организации.
- С нами никто ничего не согласовывал, никаких данных к нам не поступало, - констатирует главный гидролог области Шынболат ЕРМАГАМБЕТОВ. - Сейчас вообще все эти вопросы пущены на самотек. Раньше при строительстве любого сооружения на водоеме или в водоохранной зоне обязательно собирали совещание со всеми заинтересованными ведомствами. Оглашали результаты экспертиз, все высказывали свое мнение, и только потом принималось решение. Ведь это огромная ответственность. Большая часть таких решений необратима. Но сейчас мы узнаем обо всех объектах постфактум. Чаще всего - когда они уже построены и никакие наши рекомендации уже ничем не помогут.
По словам специалиста, эта проблема характерна не только для частных застройщиков, но и для государственных объектов. Но если частники вкладывают в строительство свои деньги, то бестолковые госпроекты бьют по бюджету.
В качестве примера гидролог привел дамбу, построенную в поселке Переметном в ноябре 2017 года. Сооружение стоимостью 70 миллионов тенге смыл первый же паводок. В начале апреля 2018 года дамбу прорвало, и паводковые воды, которые планировалось сохранить на летний сезон, ушли в пойменные луга.
- Про эту дамбу мы узнали после того, как ее приняли в эксплуатацию, - вспоминает Шынболат Ермагамбетов. - Я сразу написал письмо акиму области, в котором сообщил, что ее размоет первый же паводок, и объяснил все с технической точки зрения. В результате дамбу в самом деле размыло, а на суде меня потом спрашивали, как же это я мог предугадать все с такой точностью. А здесь никакого дара провидения не надо. Это профессиональный взгляд на предмет, который в момент строительства никого не интересовал.
Практика, когда большие участки земли в живописных местах получают под определенные цели, а впоследствии меняют целевое назначение и перепродают по баснословным ценам под частное строительство, отнюдь не редкость. Закон позволяет это делать практически без проблем. Еще один вариант - просто единоличное владение территорией. Мы уже писали о строительстве гольф-клуба, под который выделено более 80 гектаров в 20 минутах езды от Уральска. Учитывая, что гольф не самая распространенная в Казахстане игра, кто знает, что впоследствии появится на этой территории, если сам клуб вдруг окажется нерентабельным проектом.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото Нурлыбека ЕМРАНОВА и Георгия СЕМЕНОВА, Уральск