Против “чёрного блина”
После митинга некоторые активисты заглянули на проходившее неподалеку обсуждение корректировки генерального плана Алматы. Правда, поговорить о проблеме уплотняющей застройки им не удалось, поскольку, как пояснили эксперты, генплан представляет собой общую стратегию развития города, а застройка той или иной его части отражается в планах детальной планировки районов. Тем не менее прозвучавшая на обсуждении информация была весьма полезной.
Напомним, внесение изменений в городской генплан образца 2002 года планировалось еще в 2016 году, но процесс тормозило отсутствие современных карт сейсмического районирования Алматы. И вот недавно Институт сейсмологии наконец подготовил эти карты (прогнозы неутешительные: вся территория Алматы отнесена к 9-10-балльной зоне, и теперь будет не только корректироваться генплан, но и разрабатываться новые СНиПы).
В целом же генплан предполагает полицентрическое развитие Алматы с созданием шести центров притяжения (центральная, юго-западная, западная, северная, северо-восточная и восточная зоны), что должно снизить транспортную нагрузку на центр города. С этой же целью планируется развивать общественный транспорт, создавать транспортные узлы, чтобы жители пригородов могли оставлять личный автотранспорт на въезде в город.
Кроме того, предлагается вынести за пределы города ряд промышленных предприятий, снести незаконные постройки в водоохранных зонах, увеличить площадь зеленых насаждений и т.д. Эти и другие меры, по мнению заместителя директора ТОО “Алматыгипрогор-1” Алтая САТЫБАЛДИЕВА, помогут решить проблему с загрязнением воздуха, которая является закономерным результатом нарушения баланса в пользу автомобилистов. По его словам, долгое время большое внимание уделялось развитию транспортной инфраструктуры: увеличивалось количество заасфальтированных дорог, пробивали новые улицы, расширяли проезжие части и т. д. Помимо крена в сторону транспорта центральная часть города подверглась плотной застройке, что создает препятствие для движения воздушных масс.
- Увеличение площадей асфальта привело к тому, что на территории города возникает конус тепла, - сказал он. - Это приводит к тому, что в зимний период появляется такое атмосферное явление, как температурная инверсия. Она приводит к образованию “черного блина”, который мы наблюдаем в зимний период: холодный воздух, который возникает в приземном слое, не поднимается вверх, потому что выше еще более холодный воздух не дает возможности ему рассеиваться в атмосфере. И к нашей интенсивной солнечной радиации добавляется то, что этот смог начинает превращаться в фотохимический смог.
Алтай Сатыбалдиев также предложил решение еще одной насущной городской проблемы - подтоплений, а также проблемы неравномерного распределения водных ресурсов:
- Мы предложили создать сеть головных арыков. Вот у нас головной арык расположен по проспекту Абая, он выполняет структурную функцию. Помимо этого он распределяет воду по арыкам и принимает на себя активную часть поверхностного стока. Для того чтобы усилить эту систему, мы предлагаем от проспекта Аль-Фараби до проспекта Рыскулова создать серию перехватывающих каналов. Они одновременно будут являться перехватывающими каналами для дождевых вод, а также нести распределительные функции. У нас нижняя часть города практически не имеет арычной сети, а та часть, что есть, требует развития.
- Второе предложение - это создание специальных емкостей для аккумулирования воды, ее очистки и использования для полива в летний период. У нас по городу неравномерно распределен сток воды по рекам. Как эту воду рационально использовать? В зимний период, используя естественный перепад рельефа, производить забор воды, создавая систему искусственных ледников, которые летом будут постепенно таять и подавать воду рекам. Помимо этого ледники будут создавать дополнительное охлаждение, то есть будет усиливаться эффект горного бриза, - пояснил специалист.
Как сообщила пресс-секретарь управления городского планирования и урбанистики Шолпан МАХМУДОВА, работа над корректировкой генплана будет вестись с привлечением общественности на протяжении нескольких месяцев. А ближе к осени планируется провести общественные слушания по этому вопросу.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы