15312

Если номер не прошёл

Можно ли узаконить незаконно ввезённые машины: предложения нашей газеты

Если номер не прошёл

Годичную отсрочку в виде временной регистрации дал глава государства владельцам автомобилей из ЕАЭС. До 1 марта 2021 года они должны либо заплатить все необходимые сборы, предварительно поставив своего железного коня на постоянный учет в Казахстане, либо вывезти его из страны. В поручении главы государства преду­сматривался еще и третий вариант - “осуществить иное, не запрещенное законодательством действие”. Мы решили порассуждать об этих “иных законных способах” возможного решения проблемы.

Надо сказать, выбор здесь не особо велик. Один из самых замороченных способов - родному Министерству торговли и интеграции открыть салоны в Ереване и Бишкеке по продаже подержанных автомобилей, не по правилам ввезенных в Казахстан. В Армении и Кыргызстане, как известно, с этого года завершился период льготной растаможки, и машины тоже скоро подорожают.

Это не запрещенное государством действие могло бы помочь незадачливым казахстанским автовладельцам. Тем более что Министерство торговли и интеграции словно создано для того, чтобы торговать и интегрироваться в системе координат ЕАЭС.

Это было бы очень удобно авто­владельцам, не проживающим на территории этих стран, ведь машину можно продавать месяцами. Из Казахстана делать это не очень удобно, а постоянно мотаться туда-сюда накладно. А так - заключил договор с компанией и забыл про головную боль, пусть даже и собственноручно созданную.

Но в пресс-службе вышеуказанного ведомства над этим предложением просто посмеялись. Мол, ищите дураков! Дескать, где это видано - тратить государственные деньги на то, чтобы минимизировать финансовые потери тех, кто незаконно решил обхитрить государство! Хотя при правильной постановке бизнес-процессов на этом можно даже заработать, ведь машины у наших партнеров неизбежно подорожают еще до 1 марта следующего года. Но, к сожалению, наши госорганы на это не ориентированы.

Второй законно разрешенный способ - продать машины на авторазборе в виде запчастей. Мы уже рассказывали о нем (см. “У них теперь одна дорога”, “Время” от 15.1.2020 г.). Несмотря на то что здесь неизбежны финансовые потери для владельцев машин, этот способ, наверное, в итоге окажется самым востребованным. Во всяком случае, об этом умные люди уже поду­мывают.

- Буду кататься, пока катается, - рассказал о своем планируемом законном способе избавления от незаконной машины один из “армянских” автовладельцев Денис ЛУНЕВ. - Я купил машину не на последние деньги, хотя есть среди нас и такие, кто долго копил или влез в кредит, чтобы позволить себе приобрести доступное средство передвижения, и теперь с его помощью обеспечивает семью. Если через год совсем закрутят гайки, куплю себе новый автомобиль, а этот оставлю на запчасти, он ведь совсем новый.

Правда, таких конструктивно думающих автовладельцев пока меньшинство. Да и голос их не слышен в общем гуле. Больше других: эти владельцы завезенных из стран ЕАЭС автомобилей пытаются, ссылаясь на “дух ЕАЭС”, убедить казахстанцев в правомерности своих действий и неправомерности действий правительства.

- ЕАЭС - это не только буквы закона, это прежде всего дух. Ведь эта организация изначально создавалась в целях возможности свободного передвижения товаров. Люди поехали, честно приобрели на заработанные деньги товар, в нашем случае - машину, а теперь из них пытаются сделать мошенников. Где хоть одно уголовное дело? - высказал свою точку зрения руководитель ОО “Оса” Руслан ЛАЗУТА, грозясь затаскать по судам любого, кто вздумает водворить его “тойоту”, купленную в Армении, на штрафстоянку только лишь на основании того, что она не имеет постоянной регистрации на территории Казахстана.

К слову, в нагнетании радикализма виноваты и МВД, и те ведомства, которые сейчас пытаются разрулить эту ситуацию. Ведь только на днях выяснилось, что ожидающих решения своей участи машин не 170 или 200 тысяч, как заявлялось изначально, а, по словам первого замглавы МВД Марата КОЖАЕВА, около 22 тысяч с лишним армянских автомобилей плюс примерно 15 тысяч киргизских и столько же российских.

То есть армия глотнувших “дух ЕАЭС” вряд ли сможет надеяться на повторение подвига многодетных матерей, которым в прошлом году удалось серьезно подкорректировать политический и экономический курс правительства. С автомобилистами этого не произойдет, их, как оказалось, и меньше, и по всей стране этот класс автособственников размазан тонким слоем. Да, они могут самоорганизоваться, но если многодетным общество в целом сочувствовало, то к ним большинство обывателей относятся без должного понимания.

Но вернемся к обещанным трем способам легализации. В прошлом году в Шымкенте осудили 26 сотрудников полиции, которые помимо прочего занимались и нелегальной постановкой на учет незаконно ввезенных в Казахстан автомобилей (см. “Заслужили сроки”, “Время” от 13.11.2019 г.). Машины к нам приходили как кузова и оформлялись как замена узлов и агрегатов на техпаспорта ранее ввезенных. Всего следствие доказало 353 таких эпизода.

Полицейские этим занимались нелегально и на свой карман, но то же самое можно ведь делать и легально. Наши автопроизводители, во всяком случае, занимаются этим давно и успешно, чтобы минимизировать налоги и иные сборы.

В общем, можно зарегистрировать киргизские или армянские машины на документы автомобилей, давно ввезенных в Казахстан, но сейчас не использующихся. Вариант теоретически безупречный, но очень проблемный в том плане, что придется изрядно постараться, чтобы отыскать именно такую машину, которая уже числилась бы на учете в Казахстане, но по каким-либо причинам здесь не эксплуатировалась. К примеру, если вы завезли “тойоту кам­ри-50” 2012 года из Армении, то вам и нужно искать в Казахстане именно эту марку автомобиля. Допустим, такая машина существует где-то на разборках или стоит у кого-то в гараже, дожидаясь своего армяно-киргизского “звездного часа”. Но, во-первых, их довольно мало. Во-вторых, сравнительно новая машина даже как зап­часть стоит недешево.

Но если не привязываться к конкретной модификации, например не искать для легализации “камри-50” техпаспорт именно пятидесятки, а воспользоваться документами любой “камри”, задача существенно упростится. Особенно если незадачливым автовладельцам безвозмездную информационную помощь окажет МВД со своими базами данных.

Напомним, что кузов первой комплектности для нерамных автомобилей - это, по сути, сам автомобиль, просто без двигателя и колес.

Правда, если позволить то же самое сделать в отношении праворульных авто, то правительству придется каждый год помогать незадачливым автомобилистам. Они опять понатащат их в страну, опьянев от “духа ЕАЭС”.

И в заключение позволим добавить комментарий от себя, особенно актуальный в контексте заявлений некоторых автовладельцев вроде: “Дайте нам мороженку, а то мы шум поднимем!” Шуметь, оно, конечно, может, и полезно и для развития интеллекта (ведь, для того чтобы на чем-то настаивать, надо как минимум юридические документы проштудировать), и для тренировки голосовых связок, но... малоэффективно.

Для наглядности поставьте себя на место тех, таких же среднестатистических казахстанцев, получающих обычные, отнюдь не министерские зарплаты и берущих те же самые кредиты, но которые покупали автомобили в Казахстане с учетом всех необходимых платежей и сборов. Да, государство один раз пошло навстречу, дав временную отсрочку и денежную рассрочку, чтобы люди могли найти оптимальный для себя выход из положения. Но упаси боже это же государство от широты душевной, развернувшейся вдруг из каких-нибудь электоральных или иных соображений, объявить амнистию машин, которые сейчас пока ставятся лишь на временный учет до 1 марта 2021 года.

К слову, совет четвертый - правительству: выясните, пожалуйста, какое именно ведомство узаконило нынешние размеры утильсбора, из-за которого, по сути, и произошел весь нынешний сыр-бор? Может, у разрешателей хватит духу обосновать публично, как так получилось, что уничтожение машины может стоить столько же, сколько производство нового бюджетного автомобиля в России или Узбекистане?

Может, просто снизить этот сбор до разумных пределов и навсегда решить проблему с нелегальным ввозом?

Юлия ЧАЙКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта 24.kz, Павлодар

Поделиться
Класснуть