У них теперь одна дорога
Автоэксперты предлагают владельцам машин с армянскими, киргизскими и российскими номерами продать их на запчасти. Это самый выгодный для них вариант в нынешней ситуации.
По словам председателя Независимого автомобильного союза Эдуарда ЭДОКОВА, большинство купленных в странах ЕАЭС машин - праворульки, с 2007 года зарегистрировать и поставить их на учет в Казахстане никак нельзя. А постановка на учет с уплатой всех налогов, пошлин за леворульку нивелирует экономическую выгоду от покупки дешевого автомобиля в Армении или Кыргызстане. В некоторых случаях с учетом налогов и пошлин привозное авто обойдется дороже, чем аналогичная машина, купленная на местном рынке.
- На мой взгляд, наиболее экономически выгодной будет продажа этих автомобилей на запчасти. Да, это долго, но зато будут наименьшие финансовые потери, потому что автомобили с киргизскими и армянскими номерами продать у нас можно будет только за бесценок. Придется вывозить в Кыргызстан или Армению. Но киргизы и армяне не будут нам давать реальную цену за автомобиль, а, пользуясь случаем, скажут: “Ок, стоит 5 тысяч долларов. Ну давай я у тебя за 2-3 тысячи долларов заберу”, - поделился мнением эксперт.
По мнению Эдокова, владельцы машин с иностранными номерами знали, на какой риск шли, покупая за рубежом авто в 1,5-2 раза дешевле, чем здесь.
- Облава на неказахстанские номера повторяется чуть ли не каждый год или два, и поэтому это уже не смешно. Когда это случилось впервые 10 лет назад с киргизскими автомобилями - у нас закрыли ввоз праворульных авто, я мог понять и посочувствовать владельцам. Но когда эта ситуация стала повторяться, то уже становится сложно поддерживать этих людей. Возможно, нынешняя кампания со временем вернется в вялотекущее противостояние, когда наши граждане пытаются немного обмануть государство, а государство закрывает на это глаза. Но мой совет, как и 10 лет назад, автомобилистам: не дергайте тигра за усы, не играйте с государством, оно в любом случае будет победителем, а пострадают простые люди, которые хотели подешевле купить хороший автомобиль, - сказал глава Независимого автомобильного союза.
По его словам, оспорить призыв МВД зарегистрировать свой транспорт, состоящий на иностранном учете, не получится.
- Подать в суд за то, что сами же нарушили закон “О дорожном движении”? Это очень интересно, им тогда еще и вкрутят судебные издержки, потому что они проиграют суд в любом случае, - добавил спикер.
Автоюрист Данияр БАЙГАБАТОВ поддерживает кампанию МВД против автомобилей с чужими номерами. По его словам, владельцы этого транспорта постоянно становятся нарушителями ПДД, но всегда выходят сухими из воды.
- Хозяев этих машин намного сложнее привлечь к ответственности. Например, нельзя обратить взыскание на их движимое имущество, когда они совершили ДТП с крупным ущербом, а у владельца-виновника нет денег. Любой судебный исполнитель, который будет делать запрос в МВД о наличии движимого имущества у виновника с иностранными номерами, такой информации не получит. И он будет продолжать спокойно ездить на собственной машине. В базе МВД его нет, он только в базе данных Армении или Кыргызстана. Поэтому я поддерживаю решимость МВД взяться за машины с иностранными номерами, - высказал свою мысль Байгабатов.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан