2524

Шик, блеск, красота

Фонари, скамейки, плитка... Как будут благоустраивать улицы Алматы согласно дизайн-коду

Шик, блеск, красота

В настоящее время управление городского планирования и урбанистики (УГПиУ) разрабатывает свод правил и рекомендаций по внешнему виду зданий и прилегающей к ним территории, оформлению вывесок и наружной рекламы и т. д. На днях в Алматы состоялось общественное обсуждение будущего документав части благоустройства улиц, к которому относятся дорожное покрытие и разметка полотна, парковки, уличное освещение, озеленение, остановочные павильоны, фонтаны и другие элементы.

Презентуя проект, руководитель отдела формирования адресного плана “Алматыгенплан” Тимур АКАТЖАНОВ рассказал, что работа над ним велась с 2017 по 2019 год, в течение этого времени был обследован весь город. 

В итоге предложена следующая классификация улиц: магистральные улицы непрерывного движения (пр. Райымбека, Аль-Фараби и т. д.); магистральные улицы регулируемого движения (пр. Достык, Назарбаева, Абая, ул. Толе би и т. д.); магистральные улицы районного значения (пр. Абылай хана, ул. Байтурсынова, Желтоксан и т. д.); улицы в жилой застройке (Казыбек би, Курмангазы, Калдаякова и т.д.); пешеходно-транспортные улицы (Панфилова, Айтеке би и т. д.). Функциональное зонирование улиц будет состоять из пешеходной инфраструктуры и озеленения, инженерной и автомобильной инфраструктуры.

- Основная задача нашей работы - это кодировка улиц, - объясняет Тимур Акатжанов. - То есть самой улице присваивается код категории, административного района и элементов улично-дорожной сети. Зачем это нужно? Мы закодировали все элементы пешеходной инфраструктуры, озеленения, автомобильной инфраструктуры, инженерных коммуникаций и т. д., чтобы создать электронный каталог всех элементов, которые будут использоваться при реконструкции либо строительстве. Получается, каж­дой урне был присвоен свой код - существуют их размеры и краткое описание, чтобы производители знали, по каким параметрам делать данный элемент.

Далее спикер более подробно остановился на каждом пункте проекта дизайн-кода, который, надо отметить, весьма категоричен: предлагается всего несколько видов дизайна фонарей, скамеек, урн, вазонов и т. д. При этом часть из них в городе уже используется. По словам Тимура Акатжанова, в качестве пилотного проекта была проведена реконструкция проспекта Абая, который можно считать образцом того, как власти представляют дальнейшее благоустройство городских улиц.

Что касается других моментов, то дизайн-код, например, уделяет большое внимание безопасности дорожного движения. Так, предлагаются приподнятые пешеходные переходы, островки безопасности на широких улицах, “вафельная” разметка перекрестков, предназначенная для обозначения участка, на который запрещено выезжать, если впереди образовался затор. Регламентирует документ и меры по снижению скорости движения автотранспорта - это расширение пешеходной зоны, оборудование островков безопасности и антикарманов, высадка деревьев вдоль дороги, установка “лежачих полицейских” и парковка машин у обочин.

Говоря о дорожном покрытии, Тимур Акатжанов ответил на вопрос, который интересует многих алматинцев: почему власти города в последнее время предпочитают мостить улицы брусчаткой?

- Мы перешли к брусчатке, потому что она намного экологичнее, чем асфальт, - пояснил он. - Она дышит, через нее проходит вода, она дешевле. Если кто-то захотел сделать ремонт, ее легко разобрать, собрать, и, в принципе, не нарушается рисунок. Кроме того, она эстетичнее смотрится. Вся проблема заключается в ее укладке - насколько правильно и профессионально ее уложили. Если непрофессионально, то, конечно, будут погрешности - где-то она продавливается, где-то трескается...

После окончания презентации и сессии вопросов-ответов организаторы предложили участникам мероприятия разбиться на группы и выработать свои предложения по проекту дизайн-кода. Получилось три группы, две из которых активно включились в работу, а вот с третьей, где собрались профессиональные архитекторы, возникли сложности - они посчитали такой формат несерьезным и отказались во всем этом участвовать. Впрочем, свои предложения архитекторы ранее направляли в УГПиУ, так что организаторы обсуждения, в общем-то, не потеряли ничего, кроме нер­вных клеток.

Остальные же группы представили такие идеи, как функциональное зонирование остановок и тротуаров, установка кассельских (скругленных) бордюров, уход от стандартных размеров остановочных павильонов, регламентация правил кронирования деревьев и многое другое. Участники обсуждения также предложили не устанавливать жесткие рамки дизайна таких элементов благоустройства, как скамейки, урны, фонари и т. д.

- В дизайн-коде перечислены коды определенных дизайнов, - объяснил свою позицию один из спикеров. - Это значит, что будут узаконены только эти виды дизайна. А значит, только определенные компании будут это делать, и они превратятся в монополистов. Понятно, что мы поддерживаем отечественного производителя, но уже по всему городу одинаковые урны стоят, одинаковые скамейки. Но так не должно быть, у каждого района свой стиль. Поэтому нужно определить общие функциональные требования и характеристики для этих форм, а дизайн уже может отличаться. Тем более что стиль - это весьма размытое понятие. То есть не нужно узаконивать стиль, который был придуман внутри организации-подрядчика.

Эти и другие предложения УГПиУ пообещало рассмотреть и в случае одобрения включить в дизайн-код города, который будет принят, скорее всего, ближе к осени. Ведомство планирует провести еще несколько подобных мероприятий, чтобы обсудить дизайн-код в части фасадов зданий, заборов и летних площадок.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть