3649

Планов громадьё

Как аким Алматы Бакытжан Сагинтаев собирается превратить Алматы в город-сад

Планов громадьё

На форум Kazakhstan Urban Conference-2019, прошедший, как известно, в минувший четверг, градоначальник прибыл после того, как выступили приглашенные спикеры. Они говорили о проблемах, которые срочно нужно решать в городе, - экология, транспорт, безопасность. Глава города поведал о том, как власти собираются решать все эти вопросы.

Начал он с грандиозных планов, заложенных в стратегии развития “Алматы-2050”. Ее цель - войти в топ-100 мегаполисов мира по качеству жизни и возможностям ведения бизнеса. Документ этот дополнили и сейчас передают на обсуждение в городской маслихат. Чтобы реализовать стратегию, в ближайшее время нужно будет разработать ряд документов: трехлетний мастер-план развития каждого района города, комплексный план развития мегаполиса на пять лет, такой же документ, но уже касающийся алматинской агломерации. Кроме этого должен появиться и новый мастер-план, на основе которого специалисты должны будут наконец-то принять генеральный план развития Алматы. Все это обещают обсуждать с общественностью и экс­пертами.

Официальную часть выступления Бакытжан Абдирович закончил на пафосной ноте:

- Наша алматинская мечта будет успешна при широком гражданском участии, - заявил он. - Рассчитываю на вашу поддержку. Сверхзадача - сделать так, чтобы Алматы стал городом благополучия для всех, солнечным городом.

После этого вопросы акиму стал задавать организатор конференции - председатель Kazakhstan Growth Forum Ельдар АБДРАЗАКОВ:

- Вы совсем недавно стали главой города - чуть меньше шести месяцев прошло. Было бы хорошо, если бы вы ответили не только как градоначальник, но и как горожанин и простой человек.

- Меня волнуют те же проблемы, что и любого жителя. Но, как градоначальник, я должен их решать настолько, насколько это в моих силах, - лучшей формулировки для чиновника не придумаешь, и, как человек опытный, Бакытжан Абдирович ею воспользовался: - В первую же ночь после прибытия в Алматы я взял водителя, и мы катались по городу. Потом мне очень помогли жители, с которыми я начал встречаться. Я стал вникать в проблемы, и через месяц появилась идея сделать новый план комплексного развития Алматы (речь идет о программе “Город без окраин”. - О. А.). Конечно, с самого начала я понимал, что всех волнует экология. Что можно быстро решить? Частный сектор - у нас осталось всего несколько тысяч домов, которые отапливаются углем. Есть малообеспеченные семьи, мы им поможем, и этот вопрос закроем. Останется ТЭЦ-2. Туда я тоже ездил, смотрел. Сейчас есть новые технологии, которые могут кратно снизить выбросы (даже без перевода ТЭЦ на газ. - О. А.), их тоже надо рассматривать. Третий момент - выбросы от транспорта, это долгая и трудная работа.

- На начальном этапе мы должны перевести общественный транспорт на газ. В последнее время шло обновление автобусного парка, - продолжил Сагинтаев. - Но, видимо, задача стояла так, чтобы быстрее обновляться, закупали дизельные автобусы. Но они работают на хорошем дизеле. Тем не менее мы ставим такую задачу: то, что купили - купили, но теперь только или газ, или электроавтобусы. Никаких дизельных больше не будет.

Были уже в городе муниципальные автопарки с газовыми “ютонгами”. Но их при прежнем руководстве отдали в доверительное управление частной компании. Теперь ее нет, да и тех автобусов осталось на ходу не так уж много. Действительно, судя по всему, задача была “быстрее обновляться”. В общем, ходим по кругу.

А дальше - про многострадальные троллейбусы, в развитие которых никто вкладывать не собирается. Ограничатся теми решениями, которые уже были приняты.

- У нас хорошие троллейбусы, но, к сожалению, половина из них простаивает, потому что сети (контактные. - О. А.) изношены, и они (троллейбусы. - О. А.) изношены, - признал градоначальник. - Сейчас мы деньги выделили, начинаем полномасштабную модернизацию всех электросетей по троллейбусам, это тоже надо делать. Но потом мы ставим вопрос: дальше будем развивать троллейбусы или электроавтобусы? Чем, наверное, опять тратить деньги на сети, лучше сразу закупать электроавтобусы.

Смотря в чем лучше. Понятно ведь, что электробасы на порядок дороже троллейбусов. И они также требуют строительства и развития инфраструктуры. Можно, конечно, гнаться за тем, что модно и красиво (я про электрические автобусы), а можно развивать тот вид транс­порта, не менее экологичный, кстати, который уже есть в городе.

- В экспертном сообществе два разных мнения, касающихся того, что больше всего влияет на загрязнение воздуха: ТЭЦ или транспорт. Вы как считаете? - задал следующий вопрос Абдразаков.

- Мне кажется, сейчас это уже не важно. Как только мы решим проблему с ТЭЦ-2, сразу станет понятно - это была ТЭЦ или транспорт. Над этим я и буду работать. Когда время есть, я беру внуков, и мы едем в горы. Как-то были на Шымбулаке. Пошли в кафе пообедать. Сели возле окна. Внучка (ей десять лет) смотрит на горы, деревья и говорит мне: “Ата, ты должен все это сохранить”. Я ей: “Тебе-то что?” А она: “Мы в школе это обсуждаем”. И тогда я понял: если даже десятилетний ребенок говорит об экологии...

Кроме этого аким рассказал, что старый терминал аэропорта останется, он будет обслуживать внутренние рейсы. Рядом с ним построят новый - для международных рейсов. Пообещал, что в городе будут развиваться новые инновационные направления в экономике - уже есть концепция создания IT-парка, квартала для дизайнеров, архитекторов, литераторов. Не забыл и о посадке миллиона деревьев.

- Меня спрашивают: где возьмешь миллион деревьев? Если захотим - сделаем, не проблема, - источал уверенность градоначальник. - Сегодня приглашаем специалистов. Вот в Сингапуре ежегодно деревья обследуют, причем каждое дерево. У нас за людьми так не смотрят. Ни одно там не пропадает. Вот и нам надо к этому идти.

В общем, будет Алматы и городом-садом, и городом-мечтой...

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть