2766

Остатки не сладки

Как можно быстрее избавить регион от токсичного наследства бывшего Алгинского химзавода требуют актюбинские общественники

Остатки не сладки
Руины Алгинского химзавода.

- Медлить нельзя ни секунды! - говорит академик, доктор медицинских наук, специалист в области промышленной токсикологии Арстан МАМЫРБАЕВ. - Куда это годится - предприятия давно нет, но его отходы до сих пор отравляют все и вся!

Ученый имеет в виду Алгинский химический завод имени Кирова, который построили еще в 1936 году. В свое время борно-кислотное предприятие было настолько мощным, что ему даже посвятили целый абзац в советских учебниках по географии. Благодаря заводу высококачественная сера вагонами отправлялась за рубеж, а сама жизнь в городе казалась сказкой: высокие зарплаты, изобилие дефицитных товаров и нулевая преступность.

В 1996 году, спустя 60 лет со дня своего открытия, предприятие признали банкротом, и оно закрылось. К городу прочно прицепился ярлык “депрессивный”. Много­этажки опустели, некоторые дома растащили по кирпичикам, а от завода остались руины.

Арстан МАМЫРБАЕВ считает, что токсичные отходы Алгинского химкомбината уже загрязняют Урал.

- Бывший химзавод располагался на территории более чем 300 гектаров. И вся эта площадь загрязнена промышленными отходами, - говорит Арстан Мамырбаев. - Там имеются остатки суперфосфата, борной кислоты, серного колчедана, серы, апатита, ванадиевого катализатора и пиритного огарка. Все перечисленные мною химические компоненты выделяют тяжелые металлы: свинец, хром, кадмий, ртуть, стронций, мышьяк. Там их около двух десятков. И вся эта гадость продолжает проникать в почву.

Какой вред наносят окружающей среде промышленные отходы, до которых все эти годы никак не дойдут руки государства, говорить не приходится, отмечает ученый. Достаточно взглянуть на землю бывшего химзавода - там не растет ни травинки!

- Общий объем токсичных остатков, по подсчетам специалистов, составляет не менее 700 тысяч тонн. И ареал загрязнения медленно, но верно растет! - утверж­дает академик. - Ведь суховей, бураны, дожди, снег способствуют дальнейшему проникновению ядовитых отходов не только в почву, но и в воду!

Алгинский химзавод действительно строили в непосредственной близости от реки Илек, а в нескольких шагах от нее расположен еще и шламонакопитель, куда в свое время тоже стекали вредные отходы.

- Этот отстойник строили в военное время. Там не предусмотрели экранизирующие и прочие устройства. Есть и другой шламонакопитель рядом с закрывшимся заводом, всего их два. И оба опасны. Все эти годы в Илек попадал и продолжает попадать бор, - продолжает Арстан Мамырбаев. - Бором загрязнена вся пойма реки - от Алги до впадения Илека в Урал, а это 130 километров! Илек является самым грязным водоемом республики!

По словам академика, загрязнена не только вода, но и пойма реки - песок, ил и глина на глубине 2-3 метров. Расчистить реку сегодня практически не представляется возможным. Но прекратить попадание туда бора и других токсичных веществ под силу, считает Мамырбаев.

- Необходимо очистить территорию бывшего завода - снять весь загрязненный грунт глубиной в метр и вывезти его в специальные хранилища, которые тоже необходимо построить. Помимо этого власти просто обязаны заняться проблемой шламонакопителя, - убежден ученый.

Иначе в будущем такой же мерт­вой, как территория бывшего Алгинского химзавода, станет и вся земля областного центра. Ведь воду из Илека в ближайшем будущем планируют использовать для наполнения реки Саздинки, которая протекает через весь Актобе, а также использовать ее для полива деревьев в местных парках и скверах.

- Вода из Илека будет стекать в Актюбинское водохранилище, оттуда через Саздинское водохранилище будет поступать в Саздинку. А это означает загрязнение бором почвы уже областного центра, - считает Арстан Мамырбаев.

В департаменте экологии Актюбинской области в курсе проблем, поднятых ученым. Здесь разделяют его переживания по поводу загрязнения Илека. Экологи отмечают, что уже разработан рабочий проект по удалению опасных химических и промышленных отходов, а также шламонакопителей. Причем проекты обсуждались на общественных слушаниях, народ уже высказал свое мнение.

- Предусмотрены захоронение промышленных отходов в новом шламонакопителе, рекультивация оставшейся свободной территории и устройство стены в грунте двух шламонакопителей бывшего Алгинского химического завода, - сообщили в департаменте экологии, добавив, что выполнение всех этих работ возложено на местные исполнительные органы, то есть на акимат Алги.

- Да, проблема, можно сказать, решилась, - полагает заместитель акима Алгинского района Гульнар АХМЕТОВА. - На все запланированные работы утвердили сумму в размере 7 миллиардов 855 миллионов тенге. Софинансировать проект будет областной бюджет, он уже выделил десять процентов от положенной суммы.

По словам Гульнар Ахметовой, работы по удалению отходов и строительству новых хранилищ для токсичных остатков разделены на три года.

- К концу года управление строительства объявит конкурс, сами работы начнутся в следующем году, - объясняет заместитель районного акима. - По плану предстоит очистка территории бывшего завода, необходимо убрать разрушенные здания и сооружения, вычистить почву. А еще нужно все отходы из шламонакопителей перетащить в новые хранилища, чтобы они перестали проникать в почву и воду.

Но успеют ли все это сделать до того, пока в области не реализуют “проект века” по наполнению водами Илека Актюбинского водохранилища, неизвестно.

Акмарал МАЙКОЗОВА,Фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ и Аскара АКТЛЕУОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть