Полегче на поворотах!
Одной лишь конфискацией автотранспорта у “рецидивистов”- нарушителей ПДД - порядок на автодорогах, похоже, не навести
Первый заместитель министра внутренних дел Марат КОЖАЕВ оперативно отчитался, что в рамках исполнения поручения главы государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА “ужесточить наказание за вождение автомобиля в пьяном виде” его ведомство занялось изучением международного опыта. И полицейским очень импонирует белорусский опыт, где за повторные нарушения предусмотрена конфискация машины.
Мы решили поинтересоваться у наших экспертов, что они думают по этому поводу.
Чего ждать?
- Предложение МВД о конфискации машин за повторные правонарушения интересное, но, на мой взгляд, требующее уточнений, - говорит автолюбитель Денис НАТОЧИЕВ. - Каков будет перечень правонарушений, за которые такое наказание предусмотрено? Если говорить о вождении в пьяном виде, то нужно за такие вещи жестко наказывать с первого раза, а не со второго или третьего. Лишать прав пожизненно - это, я считаю, хорошая практика. А лишать водителя личного имущества - это ни в какие ворота не лезет.
Наточиев обратил внимание и на то, что сейчас значительное количество покупок транспорта совершается в кредит. В таком случае машина находится в залоге у банка. И как МВД собирается лишать кого-то собственности, которая в этот момент вообще еще непонятно чья? Ну и даже если кого-то лишат автомобиля, то где гарантия, что этот человек и без водительских прав не сядет за руль машины супруга или родителей?
Спорные моменты в инициативе МВД увидел и президент Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ.
- Что касается конфискации авто, то существуют определенные сложности. Ответственность должен нести человек, нарушивший ПДД. Вопрос конфискации должен быть хорошо проработан, чтобы не ставить под удар владельца машины, если он ни при чем. У нас нередко здравые идеи выхолащиваются и превращаются в итоге в черт знает что. Поэтому здесь надо семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать, - высказывает опасения Эдоков.
Кроме того, другой наш эксперт, адвокат Амир БЕГДЕСЕНОВ, обратил внимание еще на одну деталь. Если, например, у водителя будет выявлена определенная стадия алкогольного или наркотического опьянения, но это не привело ни к каким последствиям (не произошло ДТП), то конфискация автомобиля просто не будет соответствовать степени общественного вреда от этого правонарушения.
Все “за”
Однако у идеи конфискации транспорта есть и своя группа поддержки. Например, адвокат Жанна УРАЗБАХОВА не против лишения собственности злостных нарушителей, если они, говоря протокольным языком, не встали на путь исправления.
- В таких случаях сразу всплывает в памяти фамилия УСЕНОВА (Максат. - М. А.), который, будучи лишенным прав за пьяную езду, снова сел за руль и совершил ДТП, в результате которого погиб человек. Тогда ему удалось избежать ответственности из-за несовершенства Уголовного кодекса, но и после этого, как известно из СМИ, он продолжал ездить на автомобиле, - говорит Уразбахова. - Именно в таких ситуациях как раз и нужна конфискация. Нужно вовремя забрать источник преступления.
Главный редактор интернет-канала об автомобилях Виктор МАРСАКОВ считает сложившуюся ситуацию на дорогах уже таковой, что без крайних мер просто не обойтись.
- Когда люди будут понимать, что могут лишиться собственного автомобиля, они начнут задумываться над своими дальнейшими действиями. А если лишить человека орудия правонарушения, проблем будет меньше… Обычно штрафы у нарушителей копятся-копятся, а они их не оплачивают, тянут до последнего, - выразил “Времени” свою точку зрения Марсаков.
Он вообще за полное и бесповоротное ужесточение наказания за все нарушения ПДД, так как “у нас за руль садятся люди, которые даже не научились парковаться по полоскам”.
Так главный редактор вышел на следующую проблему, ведь кто-то выдает водительские права тем, кто даже не научился парковаться.
Плавали - знаем
Проблема в том, считает Денис Наточиев, что в нашем государстве любое ужесточение ответственности влечет опасность увеличения коррупции: “Поймали тебя второй раз на злостном нарушении, и начинается кино: ну что, машину отбираем или как-то будем решать? Только цена вопроса вырастет”.
- В Казахстане законы порой довольно жесткие, но исполнение этих законов оставляет желать лучшего, - считает Эдуард Эдоков. - Если не обеспечить неотвратимость наказания, это приведет лишь к тому, что выиграют только продажные полицейские, а порядка как такового мы не наведем.
Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений ЖОВТИС уверен, что эффективность борьбы с нарушениями правил дорожного движения, тем более с такими, которые влекут тяжкие последствия, прямо связана не с жесткостью наказания, а с его неотвратимостью.
- До того времени, пока будет существовать коррупция, поразившая эту часть правоохранительной системы, которая позволяет откупиться и пьяному за рулем, и другому нарушителю, жестче не жестче - роли играть не будет, - заявил газете правозащитник. - Самый эффективный способ борьбы с нарушениями ПДД - это борьба с коррупцией сначала в среде самих правоохранительных органов. Человек должен знать, что развести не удастся ни за какие деньги - а не так, что он нарушил, заплатил тысячу долларов и отмазался. У нас коррупция остается на том же уровне, а мы начинаем обращаться к белорусскому опыту или к какому-то еще. То есть мы все время движемся по пути ужесточения, считая, что если человек будет знать, что у него отберут машину, он не станет пить за рулем.
Жанна Уразбахова тоже опасается, что одной лишь угрозой потерять собственность порядка на дорогах добиться невозможно, нужен комплекс мер, среди которых и видеофиксация, и гражданская инициатива, и ответственность.
- У нас ведь до сих пор считается зазорным сообщать о нарушениях и нарушителях. Людей, которые в соцсетях выкладывают фото или видео с такими фактами, нередко общество клеймит, - говорит адвокат.
Ну и что делать?
Прежде всего, считает Денис Наточиев, нужно выводить уже имеющуюся систему видеофиксации из подчинения МВД:
- Сейчас любое зафиксированное видео нарушения можно удалить при помощи тех же полицейских. Доля “киношника” за это - в сумме взятки.
- Пьяным за руль обычно садятся те, кто уверен в своей безнаказанности, - говорит Эдуард Эдоков. - Чаще всего это не простые работяги, а какие-то высокопоставленные люди, чиновники, их дети и т. д. При этом они не любят, когда их фамилии всплывают в СМИ и социальных сетях.
По мнению президента Союза автомобилистов, если при задержании таких нарушителей информация будет оперативно и широко распространяться в массмедиа (например, такой-то вчера был задержан в состоянии алкогольного опьянения, этот человек является сыном начальника такого-то департамента), то это будет работать лучше, чем самые строгие меры.
- Этих людей не останавливают штрафы. А когда фамилию какого-нибудь бастыка из-за его сына или дочери будут полоскать все СМИ, я думаю, папаша своему чаду сам наваляет как надо, - полагает Эдоков. - Я глубоко убежден, что, как говорили в советское время, пьяный за рулем - потенциальный убийца.
- Если выкрутиться не удастся никому - ни богатому, ни бедному, ни чиновнику, тогда борьба с пьянством за рулем и другими нарушениями будет эффективной. А если нет, то хоть конфисковывай авто, хоть не конфисковывай, толку не будет, - уверен Евгений Жовтис.
Так что начните с себя, причем это касается всех, в том числе и полицейских, навыдававших водительские удостоверения даже тем, кто парковаться так и не научился, а после решающих, закрывать глаза на нарушения ПДД или не закрывать, а если закрывать, то на каких условиях.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы