6269

Здрасьте, приехали!

В Семее на фоне острой нехватки водителей в новом муниципальном автобусном парке Semey Bus отказались выходить на линию даже те, кого удалось набрать.

Здрасьте, приехали!

Мы неоднократно писали, что с начала запуска новой марш­рутной сети горожане массово жалуются на нехватку автобусов и переполненные салоны (см. “Маршруты желаний”, “Маршрутное отчаяние”, “Зигзаг неудачи”, “Время” от 10.9, 11.9 и 17.9.2019 г.). Все это время представители акимата просили немного потерпеть. “В скором времени новый автобусный парк решит проблему дефицита водительских кадров. Вот тогда семейчане смогут по достоинству оценить бесперебойную работу общественного транспорта”, - уверяли чиновники.

Однако в первых числах октября пассажиры в разных районах города не дождались даже переполненных автобусов. Оказалось, что 30 водителей муниципального автобусного парка отказались выходить на линию!

По этому поводу городской акимат созвал журналистов на экстренный брифинг. Инцидент руководитель отдела пассажирского транс­порта и административных дорог Серик ЖУМАНОВ отказался называть забастовкой. Но причины массового отказа водителей от работы объяснил.

- Понимаете, с 7 сентября, когда начал работать новый автобусный парк, водители получали зарплату ежедневно. В конце каждого отработанного дня им выплачивали по 10 тысяч тенге. Но вместе с тем их предупреждали, что с октября с ними будут заключать трудовой договор. И тогда зарплата будет перечисляться на карточку, как и полагается по закону, один раз в месяц. 30 водителей не захотели мириться с таким положением вещей, поэтому просто не вышли на линию.

А может, водители испугались, что после заключения договора из 10 тысяч тенге будут удерживать штрафные санкции за различные нарушения? И это уже не говоря об отчислениях в пенсионный фонд и о налоге…

- Дело в том, что 10 тысяч тенге - это однодневная зарплата за минусом налоговых отчислений и удержаний в пенсионный фонд. За один отработанный день начисляется 12,5 тысячи тенге, - пояснил директор автобусного парка Semey Bus Аскар ЗИЯДАНОВ. 

- Даже после перехода на договорные отношения из 10 тысяч ничего высчитываться не будет! В случае нарушений мы будем лишать водителей премии, которая будет выплачиваться с октября. Премия составляет 30 процентов от ежедневного заработка. То есть если водитель не нарушает внутреннего распорядка предприятия, соблюдает график, маршрут движения, выполняет все круги, он может получить за рабочий день 13 тысяч тенге.

На сегодняшний день из 170 автобусов в Semey Bus работают 154. 16 автобусов простаивают из-за отсутствия водителей. Чтобы работа общественного транспорта была бесперебойной, требуется еще хотя бы 70-80 водителей. Для того чтобы сделать работу двухсменной, что существенно облегчит условия труда, нужно и вовсе 340 водителей! Вот только где их взять?! Серик Жуманов подчеркивает, что нехватка водителей в общественном транспорте наблюдается по всей стране.

- До создания нового автобус­ного парка прежние перевозчики всегда испытывали профессиональный голод. На наш вопрос, почему не выходят автобусы, они отвечали: нехватка водителей. Самые молодые водители сейчас 1962-1964 годов рождения. А новые кадры просто так на автобус не посадишь… - сетует Серик Жуманов.

А все из-за того, что сама процедура получения категории D, необходимой для вождения автобусов среднего и большого класса, по законодательству занимает много времени.

- Если человек имеет водительские права категории В, он должен отучиться на С, - объясняет замдиректора центра управления пассажирскими перевозками Муслим БАГИРОВ. 

- Затем порядка полутора лет должен отработать. Только потом может отучиться на категорию D1. Потом снова отработка. И только после этого его допустят к обучению на категорию D. Получается, на все это уходит порядка пяти лет!

Поэтому в Семее так активно зазывают на переобучение водителей микроавтобусов, которые после запуска новой маршрутной сети лишились работы. Ведь у них уже есть категория D1, и им учиться не так долго, как остальным. Участники брифинга признались, что готовы принять в автобусный парк даже дальнобойщиков. Ведь у них есть нужная категория.

Между тем за прошлый месяц в Семее зарегистрировано 14 ДТП с участием водителей нового автобусного парка. Его директор согласился: “Это много”. Надо учесть, что в сентябре были идеальные погодные условия. А чего же ожидать, когда будет снег, дождь и гололед?

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть