4162

Зигзаг неудачи

В Семее долгожданный запуск новой маршрутной сети общественного транспорта привел к неожиданному эффекту: пассажиры попросили власти города вернуть все, как было! Почему же так произошло?

Зигзаг неудачи

Когда аким Семея Ермак САЛИМОВ вступил в яростное противостояние с прежними перевозчиками, горожане горячо его поддержали. И на то были вес­кие причины.

Начнем с того, что несколько лет назад у семейских автопарков доля собственного транспорта не доходила даже до 20 процентов! Больше 80 процентов составляли не арендованные, а привлеченные автобусы. В чем разница? Когда транспорт арендуют, владельцы автопарков полностью берут на себя его техническое обслуживание, ремонт, бензин, замену шин, страховое обязательство и так далее.

Ермак САЛИМОВ (справа).

В Семее этого не было и в помине. Дела обстояли так: две крупнейшие компании - ТОО “Семейавтопарк” и ТОО “Азия Комби” - вместе с несколькими мелкими перевозчиками выигрывали в конкурсе городские маршруты. После чего продавали путевые листы индивидуальным предпринимателям - владельцам автобусов. При этом они даже не утруждали себя проверить техническое состояние транспорта и физическое самочувствие водителей перед выходом на линии, хотя этого требует закон о пассажирском транспорте.

Стоит ли удивляться, что последние десятилетия дороги Семея заполонили старые, грязные, аварийные автобусы и видавшие виды маршрутки, набитые пассажирами, как консервные банки килькой? Их водители преследовали лишь одну цель - заработать как можно больше денег. Поэтому в погоне за пассажирами они постоянно устраивали между собой смертельно опасные гонки. Автобусы сходили с линий уже после 19.00 и не доезжали до конечных остановок. Зачем соблюдать график, если дневную выручку можно сделать в час пик? Поэтому в Семее было очень много дублирующих друг друга маршрутов, проходящих через одни и те же остановки, на которых накапливается много пассажиров.

В то же время ряд малонаселенных районов вовсе оказался отрезанным от транспортного сообщения. Горожане устали жаловаться на грязь в салонах, фанерки вместо стекол, хамство кондукторов и произвол водителей, которые закрывали двери перед пенсионерами и детьми, потому что у тех - льготный проезд!

Надо сказать, что короли баранки широко пользовались тем, что у властей города и области не было на них рычагов воздействия. Так, в 2013 году перевозчики самовольно подняли стоимость проезда с 40 до 60 тенге. Тогда акимат проглотил пилюлю, признав навязанный тариф обоснованным и законным. Через два года автоперевозчики решили повторить удавшийся трюк, пожелав повысить с 17 августа 2015 года стоимость проезда с 60 до 80 тенге! Но к тому времени Айбека КАРИМОВА в кресле акима Семея успел сменить Ермак Салимов. И он сразу дал понять зарвавшимся перевозчикам: номер не пройдет. Ермак Бидахметович поставил их перед фактом: вопрос повышения тарифа будет рассмотрен только после того, как они предоставят документально подтвержденные данные о своих доходах и расходах (см. “Аким Семея бросился под автобус”, “Время” от 4.9.2015 г.).

Автобусы есть, но в них страшно сесть.

Но за два года ни один из шести перевозчиков так и не смог выполнить это условие. Все это время акимату удавалось удерживать стоимость проезда на прежнем уровне. Но в августе 2017 года стоимость проезда все-таки выросла с 60 до 80 тенге. Это произошло только после того, как перевозчики заверили акимат, что улучшат качество обслуживания. Стоит ли говорить, что они не выполнили обе­щания? Пассажиры по-прежнему забрасывали акимат жалобами на обветшавшие автобусы с грязными салонами, переполненные газельки и часовое ожидание нужного маршрута не в час пик.

Тогда Ермак Салимов заявлял, что на кардинальное улучшение качества пассажирских перевозок можно рассчитывать только после проведения нового тендера на обслуживание городских маршрутов.

Пусть с задержкой на год, но обещанный конкурс состоялся. Одним из главных требований к его участникам стало наличие новых автобусов. Два титана, не раз испытывавших терпение акиматчиков на прочность - ТОО “Семавтопарк” и ТОО “Азия Комби”, - пришли на тендер с привлеченным транспортом времен царя Гороха. Поэтому ожидаемо остались за бортом.

По итогам конкурса лидером пассажирских перевозок стал новичок - ТОО Semey Bus. Чиновники называют его муниципальным автопарком, поскольку 49 процентов в нем - доля государства. Его 170 новых автобусов будут обслуживать 25 из 42 городских маршрутов. Остальные линии в равных долях достались автобусному парку “Семей” и таксомоторному парку.

Акимат анонсировал: 10 сентября вместо старого транспорта перевозчиков, проигравших конкурс, на линии выйдут 170 новых автобусов Semey Bus вместе с транспортом других победителей тендера. В этот же день должен был состояться запуск новой маршрутной сети, разработанной с учетом рекомендаций специалистов Алматинского института транспорта и коммуникаций.

Чуть позже акимат объявил, что торжественный запуск новых автобусов по новой маршрутной сети с участием Ермака Салимова и депутатов гормаслихата состоится на три дня раньше - 7 сентября! Конечно, после таких громких заявлений не оставалось сомнений в полной готовности акимата и перевозчиков к намеченному событию. Если было бы иначе, они наверняка перенесли бы запуск новой маршрутной сети на более поздний срок, но никак не наоборот! Поэтому то, что произошло в субботу, 7 сентября, стало полной неожиданностью.

Многие горожане просто не смогли дождаться своего автобуса. А те, кому все же удалось уехать на общественном транспорте, впервые столкнулись с ожесточенной давкой (см. “Маршруты желаний”, “Время” от 10.9.2019 г.)!

Почему обновление маршрутной сети вылилось в острую нехватку автобусов? Это легко понять, если обратиться к цифрам. Еще два года назад замдиректора Алматинского научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Байболат БАЙМАХАНБЕТ во всеуслышание заявил, что списочное количество автобусов у семейских перевозчиков составляет 633. Но ежедневно было задействовано только 427 автобусов, которые ходили по 59 маршрутам. В новой сети количество маршрутов сократилось до 42. Соответственно, стало меньше и автобусов, их обслуживающих. Всего 321. Но в злополучную субботу на линию вышло лишь 60 процентов автобусов от этого числа! Причем главным виновником транспортного коллапса стал как раз муниципальный автопарк ТОО Semey Bus. Из его 170 новых автобусов по маршрутам выехали… 53 процента! Остальные остались стоять в автопарке. Причина - отсутствие водителей!

Когда руководитель отдела административных дорог и пассажирского транспорта Сериккали ЖУМАНОВ и руководитель отдела внутренней политики Нуржан ЕСЕНЖОЛОВ озвучили это на экстренной пресс-конференции, к ним возникла масса вопросов.

Нуржан ЕСЕНЖОЛОВ и Сериккали ЖУМАНОВ.

- Как получилось, что автопарк выиграл конкурс, не располагая достаточным количеством водителей?

- Согласно конкурсным предложениям новый автобусный парк предоставил всю необходимую документацию - договор с каждым водителем. Там были приложены водительские удостоверения и все необходимые документы. Предконкурсная комиссия проверяла все данные. Соответственно, мы все документы приняли.

- Как тогда вышло, что на бумаге они есть, а в реальности их нет?

С. Жуманов: Водители были. Я не знаю, что этому послужило, но в последний момент - 7 сентября - порядка 50 водителей не вышли на линию. На контакт они не идут.

- Могут быть “мертвые души”?

С. Жуманов: Как это возможно, если были водительские удостоверения?

- Предположим, автопарк взял у кого-то водительские удостоверения, чтобы выиграть конкурс.

Н. Есенжолов: Для этого есть правоохранительные органы, которые это проверят. Мы предполагаем, что эти души до 7 сентября были живые. Они приходили, интересовались. Но именно 7 сентября они не пришли…

Чиновники заверили, что все со временем наладится. По их словам, в настоящее время по новому муниципальному автобусному парку выход составляет 75-76 процентов. В целом по городу 82 процента выхода.

- Проводятся все мероприятия по подбору водительских кадров, по приему на работу кондукторов, - сказал Сериккали Жуманов. - Проводится работа по корректировке графиков. Изучаются места наибольшего скопления пассажиров, туда добавляется подвижной состав. Думаю, мы достигнем того, что процент выхода будет 90-100. Социальные сети шумят, но мы исправляем ситуацию.

Многие пассажиры жалуются, что расходы на проезд в один конец для них выросли с 80 до 160 тенге. По той причине, что после изменения маршрутной сети они могут доехать, например, до работы только с пересадкой!

- Мы привыкли, что можно добраться из точки “А” в точку “B” на одном автобусе. Так больше не будет, - отрезал Нуржан Есенжолов. - Основная цель пассажирских перевозок - регулярность и безопасность. Теперь не будет гонок. Во-первых, нет смысла обгонять, потому что у водителей фиксированная оплата. А во-вторых, в новом договоре прописаны штрафные санкции за нарушения. Автобус доедет до конечной остановки в 22.00, хоть у него в салоне будет один человек, хоть будет пустой. Уже в ближайшие дни вы будете сверять часы по всем маршрутам, я вас уверяю!

Возникает резонный вопрос: почему акимат постепенно не перешел к новой системе? Зачем нужна революция, если есть эволюционный путь развития - без потрясений и срывов?

- Мы провели реформу очень быстро и радикально, - констатировал Нуржан Есенжолов. - Нужно просто привыкнуть к новым обстоятельствам…

Как тут не вспомнить фразу Ипполита из фильма “Ирония судьбы”: “За такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно”.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора и предоставлено городским информационным центром, Семей

В одном из ближайших номеров газеты мы представим, как складывается ситуация с общественным транспортом в Шымкенте.

Поделиться
Класснуть