Давайте-ка без домогательств!
Похоже, что проблема насилия над женщинами волнует… только самих женщин. На прошедшую в Алматы публичную дискуссию о том, как сделать городскую среду безопасной для прекрасного пола, пришли только двое мужчин, и не было ни одного представителя местных властей.
По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в 2018 году было зарегистрировано почти полторы тысячи случаев насилия над женщинами и детьми. При этом реальные масштабы бедствия, по мнению экспертов, в несколько раз больше, ведь далеко не все решаются заявить о преступлении в полицию. В последнее время проблемой озаботилось и государство - по поручению президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА готовятся поправки в законодательство, переводящие изнасилование и насильственные действия сексуального характера в категорию тяжких преступлений.
По мнению профессора права Евразийского технологического университета Халиды АЖИГУЛОВОЙ, наряду с ужесточением ответственности за изнасилование Казахстану необходимы и другие законодательные меры.
- Насилие не всегда происходит сразу, часто первой стадией являются домогательства, - пояснила она. - Поэтому нужно ввести в Кодекс РК об административных правонарушениях статью “сексуальные домогательства”.
Адвокат Жанна УРАЗБАХОВА рассказала об опыте Эстонии, где женщину, подвергшуюся насилию, привозят в специальное учреждение, и с ней бесплатно работают гинекологи, психологи, судмедэксперты и другие специалисты. Интересно, что судмедэксперты фиксируют следы изнасилования и отправляют улики на хранение в специальный бокс, чтобы у пострадавшей был выбор: обратиться с заявлением в полицию сразу или позже - в течение года, когда она будет готова к этому психологически. В Казахстане же, по словам адвоката, картина совсем другая.
- Жертва приходит в полицию, и ее отговаривают писать заявление: уят, позор, зачем тебе это надо, на тебе никто не женится, - говорит Жанна Уразбахова. - 70 процентов отсеиваются еще на этой стадии. Если женщина все же решает идти дальше, начинаются другие проблемы. Никто одежду у нее не изымает, ничего не объясняет. Часто девочки по незнанию смывают с себя все доказательства. В результате до суда по статистике доходит всего 12 процентов всех обращений.
Еще одна проблема, по мнению правозащитницы Молдир АЛБАН, заключается в обесценивании чувств жертвы, которой чаще всего говорят: возьми себя в руки, забудь, надо жить дальше и т. д. Вкупе с порицанием общества и давлением со стороны насильника и его родственников это ложится на плечи женщины непосильной ношей.
- Задача общества не шеймить (от англ. shame - стыд. - М. А.) женщину, а поддерживать ее и порицать насильника, - считает Молдир Албан.
Что касается практической стороны вопроса, то, по словам директора проектов Urban Forum Kazakhstan Дильды КУЛЬМАГАМБЕТОВОЙ, есть ряд решений, которые сделают городскую среду более безопасной, причем не только для женщин. Первое - это уделять большее внимание уличному освещению, особенно в криминальных районах. Второе - оборудовать общественные места кнопками экстренного вызова, с помощью которых человек мог бы вызвать полицию, ведь далеко не всегда в стрессовой ситуации удается сразу набрать “102” и с первого раза дозвониться в дежурную часть. Третье решение - это установить в городе побольше сферических обзорных зеркал, особенно в тех местах, где есть вероятность нападения из-за угла.
Помимо этого участницы дискуссии предложили такие меры, как благоустройство отдаленных районов, увеличение времени работы общественного транспорта, а также числа госслужащих-женщин, чтобы они могли принимать решения в интересах представительниц своего пола.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы