4867

Вы учите - вам зачтётся!

В законопроекте о статусе педагога не осталось и следа от главных чаяний наставников будущих поколений

Вы учите - вам зачтётся!

Документ на днях в мажилисе представил министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. По его словам, в нем учли профильные законы зарубежных стран, модельный закон стран СНГ о статусе учителя, рекомендации ЮНЕСКО, а также 18 тысяч предложений педагогической общественности Казахстана.

Документ на днях в мажилисе представил министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. По его словам, в нем учли профильные законы зарубежных стран, модельный закон стран СНГ о статусе учителя, рекомендации ЮНЕСКО, а также 18 тысяч предложений педагогической общественности Казахстана.

Законопроект призван побудить педагогов работать с максимальной отдачей и привлечь в преподавательскую среду талант­ливую молодежь. Для этого преду­смотрены финансовые поощ­рения: доплаты в двукратном размере за классное руководство (около 5 тысяч тенге) и проверку тетрадей (9 тысяч), которые должны положительно отразиться по замыслу разработчиков на кошельках 173 тысяч и 176 тысяч педагогов соответственно, надбавка за наставничество в размере одного БДО (базовый должностной оклад, 17 697 тенге) для 18 тысяч педработников, а также доплата в 10 МРП за степень магистра (месячный расчетный показатель в этом году равен 2525 тенге). Последняя норма затронет 5029 работающих в школах светочей науки и привлечет новых специалистов с академической степенью, рассчитывают в Минобре. Аймагамбетов посетовал, что доля магистров среди педагогов в Казахстане - одна из самых низких в странах ОЭСР и ближнего зарубежья. Кроме того, отпуск станет 56-дневным для всех без исключения педагогов страны. Сейчас более 100 тысяч работников отдыхают только 42 дня.

- Это категории должностей, которые мы называем “приравненными к педагогам”. Речь идет о работниках дополнительного образования - к примеру, вожатых, тех же самых методистах. Число дней отпуска увеличится также у заместителей директоров колледжей, - перечислил министр.

К слову, все эти небольшие прибавки стали самыми расходными статьями законопроекта.

Министр назвал и новые нематериальные мотиваторы для педагогов, не требующие ни тиына из бюджета. Это первоочередной порядок предоставления для их чад мест в детсадах и новый вид госнаграды “Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы” (“Заслуженный учитель Казахстана”). В этом же блоке - запрет на привлечение педагогов к непрофильным работам, отказ от чрезмерной отчетности и необоснованных проверок. За это будет грозить штраф от 20 до 120 МРП (50 500 - 303 000 тенге). Аналогичное наказание предусмотрено и за превышение нормы рабочего времени.

Наряду с этим местным исполнительным органам предоставляется право утверждать дополнительные стимулы для педагогов - награждение местными знаками отличия, почетными званиями, выплата единовременного вознаграждения.

Важная деталь: в проекте расширены права педагога по разработке и применению авторских методов обучения и воспитания, выбору учебных пособий, бесплатному использованию информационных ресурсов, выбору форм повышения квалификации и прохождения стажировок.

Помимо “пряников” Минобр включил в законопроект и “кнуты”. Предполагается, что с 1 января 2021 года лица, впервые приступающие к профдеятельности в качестве педагога, должны подтверждать соответствие квалификации, а также давать профессиональную клятву. Кроме того, вводится запрет на педдеятельность для лиц с ограниченной дееспособностью, склонных к психическим и поведенческим расстройствам и при этом состоящих на соответствующем учете. А еще на учителей возложена обязанность незамедлительно информировать правоохранительные органы о возникающих у учеников проблемах с законом и правопорядком.

Эта норма вызвала у депутатов неоднозначную реакцию. Мажилисмен Кенес АБСАТИРОВ считает, что такими вопросами должны заниматься директора или завучи учебных заведений, но никак не педагоги. Но министр уверен, что это верный подход, ведь учитель ближе к ребенку и поэтому уловит любые перемены в нем и его поведении:

- Он больше знает. Директор не может знать, потому что он каждый день не контактирует. Учитель, узнав, что у ребенка есть дома проблемы, против него совершаются противоправные действия, насилие и так далее, должен не просто сказать об этом, он должен соответствующую информацию дать администрации школы и через другие каналы. Мы призываем говорить об этих проблемах!

Но депутат остался при своем мнении и намерен добиться на заседаниях рабочих групп, чтобы в категорию информаторов непременно включили директоров и завучей школ.

Надо отдать должное откровенности министра Аймагамбетова. Он не стал скрывать, что в законопроект не прошли самые заветные для педагогов нормы: выход на пенсию по выслуге лет, двойное пособие на оздоровление, льготная ипотека без первоначального взноса, доплата за ученые звания доцента и профессора, особый статус педагогов городов республиканского значения, повышенная стипендия обучающимся по педспециальностям и уравнивание зарплат работников дошкольного образования и школьных учителей. Часть этих норм была в концепции законопроекта, но их не поддержали другие госорганы, в частности, надо полагать, Минфин и Минтруда и соцзащиты населения.

- Наша пенсионная система уже сложилась. Раньше выйти на пенсию можно было, если имеется определенное количество накоп­лений. Но если мы говорим о том, чтобы дать педагогам выходить на пенсию по выслуге лет, то данная норма в законе не предусмотрена. Там даже предложения общественности были полярны: кто-то предлагал разрешить педагогам выходить на пенсию после 20 лет работы, кто-то - после 30, - сказал Асхат Аймагамбетов.

На это возразила депутат Ирина СМИРНОВА:

- Учителя очень хотят выходить на пенсию по выслуге лет! Им ответили в процессе подготовки проекта закона, что будет очень маленькая пенсия. Но пусть она будет маленькая! Раз педагоги хотят и просит большинство учителей, если их слышать, если мы слышащее государство, давайте на это тоже ответим!

В законопроекте нет ни слова о зарплате педагогов, в частности про ее закрепление на уровне не ниже средней зарплаты по стране или о повышении размера БДО (он не менялся с 2011 года), от которого рассчитываются все надбавки и доплаты учителям. О включении этих норм в законопроект просила вся учительская общественность, но министр только развел руками:

- Уровень заработных плат педагогов ниже среднего по стране. Учителя в стране получают в среднем 110 тысяч тенге. Министерство не раз предпринимало попытки повышения заработных плат, но рост зарплат в других отраслях всегда опережал рост зарплаты учителей.

Вместе с тем Аймагамбетов напомнил, что в рамках поручения президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, данного на августовской конференции педагогов, в течение четырех лет заработную плату учителям повысят вдвое. Но вот вопрос: не опередят ли ее в очередной раз зарплаты в других сферах, а также инфляция?

Депутаты выразили недовольство и тем, что ряд учительских вопросов будет решаться за счет местных бюджетов. Допустим, не окажется денег в бюджете на медосмотр учителей или на компенсацию коммунальных затрат сельским наставникам - что тогда? Сейчас это сплошь и рядом, норма-то “рекомендательная”. Если говорить о компенсации за приобретение угля, то в разных регионах она возмутительно разная. По данным профсоюза работников образования и науки, самая низкая она у учителей Северного Казахстана - всего порядка 1300 тенге раз в год, а самая высокая - в пригородных селах Кокшетау - более 34 тысяч тенге.

Но, пожалуй, самый принципиальный вопрос поднял депутат Канат МУСИН. По его словам, все льготы, доплаты, надбавки и другие бонусы, предусмотренные законопроектом, распространяются только на педагогов госорганизаций образования.

- В законопроекте нет ни одной нормы, обязывающей работодателя частных организаций соблюдать нормы о тех же доплатах, о тех же надбавках и так далее. У нас в детских садах частные воспитатели получают копейки, там до 50 тысяч недотягивает зарплата. Получается, что мы говорим о статусе педагога, распространяем его на всех педагогов, но у нас педагоги, которые работают в военных учебных заведениях, в правоохранительных и так далее, частный сектор - они из-под регулирования этого закона выпадают! И получается, что у нас закон о статусе государственных педагогов. А где все остальные? - удивился депутат.

- Я, как министр, хочу высказать свою позицию, - держал ответ Асхат Аймагамбетов. - В целом, если взять идеологию по частным организациям, я не считаю необходимым регулировать деятельность частных организаций, их штатное расписание, регулировать какими-то приказами министерства их уровень заработных плат. Я считаю, что необходимости в этом нет. Но те частные организации, которые получают госзаказ, а таких тоже немало - более половины на сегодняшний день, у нас в методике учтены, в том числе при исчислении заработных плат, в том числе доплаты. Они будут эти средства получать. Поэтому здесь для частных организаций мы не можем говорить “необходимо установить такие заработные платы”. Конечно, через другие методы стимулирования мы должны их где-то воодушевлять, где-то помогать другими немонетарными или какими-то другими механизмами, но прямо регламентировать их внутреннюю деятельность, я считаю, необходимости нет.

Судьба 500 тысяч казахстанских педагогов (именно столько у нас в республике работников образования), похоже, далеко небезразлична парламентариям. Во всяком случае, сложилось мнение, что депутаты мажилиса намерены хорошенько отшлифовать правительственную версию законопроекта на заседаниях рабочей группы.

В кулуарах мажилиса министр Аймагамбетов отчего-то расчувствовался и рассказал журналистам, что перед некоторыми учителями все еще чувствует себя, как мальчишка у доски.

- Вы знаете, есть такие учителя, от которых, когда приходят, перехватывает дыхание. Когда приходит такой учитель, начинаешь испытывать трепет. Сколько было таких у меня моментов!.. Сколько бы ни было мне лет, при виде такого учителя чувствуешь благоговение. Таких учителей у нас много, поэтому надо продолжать эту работу! - вдохновенно заключил глава министерства.

В целом реализация предложенных новшеств потребует дополнительного финансирования в сумме более 1 трлн тенге в течение трех лет.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира Заикина, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть