Меньше отходов - больше кислорода
В Казахстане в 10 раз вырастут штрафы за загрязнение окружающей среды с принятием нового Экологического кодекса
В Алматы представили проект нового Экологического кодекса, разработанный рабочей группой при недавно созданном Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов. По словам вице-министра экологии Ахметжана ПРИМКУЛОВА, основным направлением документа стал принцип “загрязнитель платит”.
- Это означает отказ от тотального регулирования всех предприятий и фокусирование внимания на крупных заводах-загрязнителях, на предприятиях 1-й категории, - пояснил он. - Если на сегодняшний день у нас требование в рамках прохождения ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду. - М. А.) для предприятий 1-3-й категорий одинаковые, то в новом Экологическом кодексе для 1-й категории усложняется прохождение ОВОС. Все вопросы они будут обязаны согласовывать с общественностью.
Новый Экологический кодекс предусматривает создание национального бюро наилучших доступных технологий (НДТ), которое будет на базе европейских стандартов разрабатывать национальные справочники НДТ.
- Мы планируем перенять лучшие европейские технологии, для того чтобы их могли внедрять наши крупные предприятия, - сказал вице-министр. - Таким способом мы будем стимулировать предприятия, чтобы они переходили на наилучшие доступные технологии. В случае неперехода мы планируем повышение налоговых ставок для этих предприятий. А в случае внедрения НДТ - освобождение от платы за эмиссию в окружающую среду.
Заговорив об эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду, Ахметжан Примкулов отметил, что на сегодняшний день деньги, которые выплачивают предприятия-загрязнители в качестве налогов и штрафов, идут не на природоохранные мероприятия, вернее, не только на них. Но с принятием нового кодекса ситуация изменится: средства, которые выплачивает предприятие за загрязнение окружающей среды, будут тратиться исключительно на экологические нужды того региона, где оно находится. По мнению вице-министра, такая норма позволит своевременно и эффективно решать экологические проблемы той или иной области.
Еще одно направление, на которое делали упор разработчики кодекса, - совершенствование системы экологического нормирования.
- Сегодня при экологическом нормировании мы ссылаемся на утвержденные Министерством здравоохранения предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ, - объяснил Ахметжан Примкулов. - В рамках нового Экологического кодекса мы предполагаем разработку нормативов качества окружающей среды и поэтапный уход от ПДК. Потому что ПДК - это норма, больше привязанная к здравоохранению, к СЭС и больше основанная на обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан, в то время как нормативы качества окружающей среды основаны на нормативах, которые влияют на всю окружающую среду.
Новый Экологический кодекс также предполагает обязательное внедрение на предприятиях 1-й категории автоматизированных систем мониторинга эмиссий в окружающую среду, которые позволят уполномоченному органу в режиме онлайн наблюдать за их объемом. Процесс уже начался: по словам вице-министра, на сегодняшний день такие системы установили несколько предприятий в Павлодаре и Усть-Каменогорске.
Затрагивает законопроект и весьма актуальную для Казахстана тему твердых бытовых отходов. В этой области планируется введение двух основных новшеств: уведомительный порядок работы для предприятий, занимающихся вывозом мусора, а также лицензирование предприятий по переработке и утилизации отходов.
- Мы считаем, что необходимо этот рынок упорядочить, - говорит вице-министр. - В связи с введением уведомительного порядка все мусоровывозящие компании будут обязаны установить на свои машины GPS-датчики и предоставлять в уполномоченный орган полную информацию о том, где, у кого, какие отходы они забирают, куда складируют и на каких полигонах потом захоранивают. Кроме того, полигоны будут отчитываться, какой объем отсортирован и что захоранивается.
Что касается механизмов контроля, то, по словам вице-министра, планируется ужесточить административную ответственность предприятий-загрязнителей за нарушение экологического законодательства.
- Размеры административных штрафов возрастут в среднем в 10 раз в отношении крупных предприятий, - продолжает Ахметжан Примкулов. - Мы увеличиваем сроки привлечения к ответственности за административные правонарушения по экологическим нормам. Раньше это был год - если в течение года уполномоченный орган не успевал привлечь предприятие к ответственности, то оно от нее освобождалось. А теперь мы этот срок увеличиваем до трех лет. Вместе с тем мы исключаем понятие косвенной оценки экологического ущерба и вводим понятие премедиации. Она подразумевает, что сам причинитель вреда обязан в полной мере возместить ущерб и предпринять все необходимые меры, чтобы воздействие на окружающую среду было исправлено.
Директор общественного фонда Velofriends Елена ЕРЗАКОВИЧ попеняла на то, что в законопроекте из понятия “передвижной источник выбросов” выпал электротранспорт, который, конечно, намного меньше влияет на экологическую обстановку, но все-таки не совсем безвреден.
- У меня просьба откорректировать формулировки, чтобы Эко-
кодекс не стал посмешищем среди специалистов, - сказала она. - Кроме того, необходимо усиливать главу, которая касается требований по охране атмосферного воздуха при эксплуатации транспортных средств.
По словам Ахметжана Примкулова, до конца сентября министерство будет собирать замечания и предложения, касающиеся нового Экологического кодекса. Затем законопроект будет представлен на согласование в различные госорганы, а в декабре поступит в парламент.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы