Обуздать тирана
В Казахстане разрабатывают новый закон о профилактике бытового насилия
Тема насилия сегодня в центре внимания. Правда, в последние месяцы говорят не о бытовом - о сексуальном насилии. Впрочем, у нас пока так: стал достоянием общественности случай в “Тальго” - обсуждаем его, полыхнет в другом месте (к примеру, муж избил жену до смерти) - туда переметнемся. И вроде говорим об этом постоянно, поправки в законы вносим, конференции проводим, отчеты публикуем - а ситуация не меняется. Вот и разговор с Салтанат ТУРСЫНБЕКОВОЙ, бывшим старшим помощником генерального прокурора по особым поручениям, а ныне членом Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте страны, мы начали с этого вопроса.
- В 2017 году Генеральной прокуратурой был инициирован проект “Казахстан без насилия в семье”, - рассказывает Салтанат Турсынбекова. - Стояла задача комплексно изучить вопросы профилактики насилия. Нам нужно было отойти от фрагментарного подхода: одни говорили, что кризисных центров не хватает, другие - полиция не работает, законы слишком лояльные, третьи - школа недорабатывает. Удобно ведь перекладывать проблему друг на друга. А я считаю: каждый должен начать с себя. Кардинальные изменения должны произойти в сознании. Пока благополучие семьи, права, жизнь и безопасность женщин, детей и пожилых людей не станут приоритетом, мы будем ходить по замкнутому кругу - и наши реалии это доказывают.
Нам тогда пришлось глубоко погрузиться в тему: мы ездили по регионам, общались с местными жителями, посещали детские дома, приюты, женские колонии, изучали уголовные дела заключенных женщин, которые убили или нанесли тяжкие телесные повреждения своим мужьям, общались с ними. Хотелось понять, какой фактор стал спусковым крючком и толкнул их на этот шаг.
- У нас ведь считают, что бытовое насилие - это ссора между мужем и женой. Хотя на самом деле…
- На самом деле проблема гораздо шире. Конечно, жертвами чаще всего становятся женщины, дети и пожилые люди, которые не способны себя защитить. Но ведь бытовому насилию иногда подвергаются и мужчины. Или возможен конфликт между отцом и сыном. А бывают ситуации, когда над маленьким ребенком издевается мать. Причин такого поведения может быть очень много: алкоголизм, наркомания, игромания, бытовые проблемы - отсутствие жилья и работы, кредиты и прочее. Большое значение имеют воспитание в семье, заложенные духовные ценности, низкая социальная ответственность. И сейчас нам нужно определить основные источники этих проблем, а после этого поставить вопрос о том, как мы будем их решать.
- Закон, касающийся бытового насилия, вроде бы был принят сравнительно недавно - зачем опять его менять?
- Ныне действующий закон о профилактике бытового насилия был принят в 2009 году, за это время изменилось и общество, и ситуация. Под эгидой Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте создана рабочая группа, которая разрабатывает законопроекты в сфере семейно-гендерной политики и предупреждения насилия в семье. Надеюсь, что в ближайшее время мы внесем в парламент эти законопроекты, в том числе новую редакцию закона о профилактике бытового насилия. Весь пакет законов будет обсуждаться с гражданским обществом, мы учтем все конструктивные предложения. Речь идет о системной и комплексной профилактике - это фундамент здорового общества. Главная наша задача не допустить очередной трагедии.
На что следует акцентировать внимание, чтобы в результате усилить защиту граждан от насилия
- Один из главных вопросов - финансирование. Сегодня бюджетные средства выделяются только на функционирование кризисных центров. При этом не урегулирован механизм финансирования превентивных мер. Поэтому решается вопрос о создании отдельной бюджетной программы по профилактике бытового насилия.
- Анализ показывает, что причиной большинства конфликтов в семье являются алкоголь и наркотики. В последнее время увеличилось количество зависимых от азартных игр.
- Нуждается в законодательном урегулировании взаимодействие как внутри самих ведомств, занимающихся вопросами профилактики бытового насилия, так и между уполномоченными госорганами. Сегодня вопросы защиты прав семьи, женщин и детей находятся в ведении разных госорганов. Комитет по охране прав детей - в Министерстве образования и науки, вопросы молодежи - в Министерстве информации и общественного развития, пожилых людей - в Министерстве труда и социальной защиты населения.
- Зачастую вопросы, связанные с детьми и молодежью, рассматриваются в отрыве от семьи, - комментирует Турсынбекова. - Это снижает эффективность профилактики, не позволяет оперативно реагировать на факты насилия, своевременно выявлять и помогать людям, находящимся в зоне риска. Поэтому в сентябре 2018 года в Шымкенте было создано управление по делам семьи, детей и молодежи. Оно занимается координацией, мониторингом и контролем всех вопросов, связанных с семьей. Мы считаем, что такие управления должны появиться во всех регионах.
Это должно исключить лишний бюрократизм, оградить пострадавших женщин от хождения по кругу в поисках правды, дисциплинировать работников этих ведомств и усилить эффективность их работы. До конца года проект типового регламента межведомственного взаимодействия планируется представить на рассмотрение правительства.
- Акимату Шымкента предложено в пилотном режиме внедрить в план развития территории обязательные индикаторы по борьбе с насилием в быту, а затем дать оценку эффективности этой работы.
- Ужесточать наказание семейным дебоширам бессмысленно, - считает наш эксперт. - Чаще всего после административного ареста (как правило, это 10 суток. - О. А.) они озлобленными возвращаются домой и проявляют еще большую агрессию. Поэтому в проекте нового закона мы предлагаем ввести альтернативу наказанию: либо к нарушителю применяется штраф или арест, либо он проходит обязательный курс психокоррекции. Чтобы эта норма работала, уже сейчас нужно создавать специализированные центры, готовить квалифицированные кадры.
- В ходе проекта “Казахстан без насилия в семье” в тогда еще Южно-Казахстанской области в каждом районе на базе молодежных ресурсных центров были созданы службы поддержки семьи. Там работают юристы, психологи, социальные работники, теологи.
- Сейчас мы предлагаем в каждом таком центре (а они есть во всех регионах) выделить хотя бы одну комнату (поставить там две-три кровати) для женщин, оказавшихся в сложной ситуации, хотя бы на первые несколько дней. Ведь не каждая из них может добраться в город за 200-500 километров, где, как правило, и расположены кризисные центры. Вот побил ее ночью муж - куда деваться? Нужно, чтобы и в районе было место, куда пострадавшая может прийти и получить помощь.
Работники таких центров знают, что они должны выезжать в отдаленные аулы, взаимодействовать с акимами сельских округов, советами аксакалов и матерей, с многодетными семьями, лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Опять же заниматься профилактикой. Сегодня такие службы создаются в районах Шымкента. И этот опыт можно распространить на всю страну.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта gorod pavlodar.kz, Алматы