4462

Грант-вояж

К чему готовиться абитуриентам, поступающим в вузы в этом году?

Грант-вояж

Главное новшество, о котором сообщило Министерство образования и науки, - это то, что теперь гранты будут распределяться по группам образовательных программ, а не по специальностям, как раньше. В одну группу (всего их 97, полный список можно посмотреть на сайте Национального центра тестирования) может входить одна или несколько образовательных программ вуза. В Минобре приводят такой пример: при выбранной на ЕНТ комбинации “биология + химия” вы можете претендовать на грант в следующем списке образовательных программ: “Подготовка учителей химии”, “Биологические и смежные науки”, “Ветеринария”, “Общая медицина”.

Но кроме этого есть еще ряд изменений, о которых мы поговорили с президентом республиканской Ассоциации высших учебных заведений Рахманом АЛШАНОВЫМ.

- Рахман Алшанович, в этом году гранты распределяются по группам образовательных программ. С чем это связано?

- Мировая экономика в целом и казахстанская в частности меняется, ее запросы тоже. Все более востребованы профессионалы, получившие знания на стыке двух специальностей, и вуз должен иметь возможность быстро открывать необходимые рынку новые факультеты. Например, сейчас есть потребность в биохимиках, биотехнологах, которые прекрасно разбираются в информационных системах, специалистах по киберзащите. Поэтому должны появиться новые смежные факультеты, совмещающие сразу несколько направлений. Раньше, чтобы открыть их, требовалось согласование с МОН. На все это уходило много времени. Из-за бюрократических проволочек мы не успевали за развитием рынка. Сейчас благодаря академической свободе у вузов появилась возможность получать лицензии только на направления обучения (например “экономика”), а внутри них открывать разные специальности: бух­учет, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и т. д. Это очень важно.

Например, в Северном Казахстане много малокомплектных школ. Нанимать учителей отдельно по каждому предмету невыгодно. Значит, именно в этом регионе нужно готовить учителей сразу по биологии и химии или по математике и информатике и т. д. Какие именно специалисты нужны, должны определять местные акиматы и Мин­обр, ведь они делают госзаказ. Это должно быть четко отработано, чтобы потом выпускники были востребованы. Правда, пока не все готово: у вузов есть возможность получать лицензию только по направлению обучения, но новые образовательные программы по ним не готовы - в МОН обещали ускорить решение этих вопросов. Но тем не менее процесс запущен (ведь специализация начинается только на третьем курсе, поэтому время доработать стандарты еще есть), и это большое дело.

- Насколько я знаю, в этом году изменятся правила приема в вузы выпускников колледжей. Теперь те, кто хочет учиться на платном отделении, могут не сдавать комплексное тестирование (КТ)?

- Да, им достаточно сдать экзамен или пройти собеседование в вузе. Но чтобы поступить на грант, по-прежнему нужно сдавать КТ. Раньше в него были включены воп­росы из школьной программы. Но эти люди уже получили профессию. Зачем их снова гонять по математике или биологии?

Планировалось, что начиная с 2019 года все выпускники колледжей будут писать тесты не по школьным, а по профильному и специальному предметам (например, если девушка получила диплом бухгалтера и хочет продолжить образование, ей нужно будет сдавать экономику и бухгалтерский учет). Но пока не по всем специальностям разработали новые тесты, поэтому часть выпускников будет писать комплексное тестирование, отвечая и на вопросы из школьной программы, а примерно две трети ребят (что уже большое достижение) будут доказывать знания только по профильному и специальному предметам.

- Наверное, вы ожидаете, что в этом году намного больше выпускников колледжей захотят прийти на платные отделения, ведь теперь нужно пройти только собеседование?

- Некоторые прогнозируют, что эта цифра возрастет до 70-80 процентов (при обычных показателях 30-40 процентов). Но я думаю, что все останется примерно так, как было всегда. Грантов будет немного (их всегда на порядок меньше, чем для выпускников школ), а на платные отделения все равно мало кто захочет идти - не у всех на это есть деньги. Но есть другая проблема: казахстанские вузы наделили большей академической свободой, и сейчас мы добиваемся того, чтобы у нас появилось право набора - ректор должен иметь возможность устанавливать лимит на количество студентов, которые будут у него учиться. Как происходит сейчас? Если выпускник набрал на ЕНТ нужное количество баллов, он может прийти и сказать: “Я хочу учиться именно у вас”. Хотя у вуза может не хватать площади, преподавателей, мест в общежитии, но по закону ректор не имеет права отказать абитуриенту, и его приходится брать, потому что он не хочет идти в другой вуз.

- Но ректору ведь выгодно: чем больше студентов, тем больше денег. Кто ж от этого откажется?

- А обучать их как? Многие за то, чтобы у них появилась возможность ограничивать набор. Здравый смысл важнее. Здесь, конечно, и Минобр должен контролировать процесс: проверять, есть ли у вуза возможности дать знания тому количеству студентов, которое он принял. Мы обсуждали этот вопрос в парламенте. Надеюсь, что до 1 сентября он решится. Я считаю, что сейчас вообще нужно больше внимания уделять подготовке магистров и докторов PhD - в первую очередь увеличивать количество грантов на их обучение именно в ведущих вузах Казахстана, потому что бакалавра могут подготовить все. Сегодня у нас растянутая пирамида: много бакалавров, магистрантов уже значительно меньше и совсем мало докторов PhD. Нужно выравнивать их количество.

- Сокращать гранты на бакалавриат?

- Нет, это, конечно, не выход. Но если добавлять, то как раз на высшие этажи, а не на первый, как делалось до сих пор. И еще очень важно уделять внимание планированию, чтобы потом у людей не было проблем при трудоустройстве. Сейчас есть такое требование: если 50 процентов выпускников того или иного факультета не устраиваются на работу после получения диплома, у вуза отзывают лицензию на эту специальность. Но при этом всегда возникают вопросы к качеству планирования. Допустим, представители нефтяной отрасли нам говорят: у нас на каждой скважине желающие работать до 2050 года стоят в очереди, нам не нужно столько людей. А в то же время есть профессии, по которым не хватает специалистов. Один из национальных вузов принял на “биотехнологию” 900 человек. Куда они завтра устроятся? Или еще пример: ежегодно выделяется полторы тысячи грантов на педагогические специальности. Я вас спрошу: есть ли на них спрос на рынке?

- Конечно есть. Учителей, хороших особенно, не хватает.

- Казалось бы, почему, ведь каждый год мы выпускаем столько специалистов - их должно быть много. А потому, что они не идут в школу из-за низкой зарплаты, а ищут другие вакансии, не связанные напрямую с образованием, которое они только что получили. Выходит, что деньги утекают как вода из дырявого ведра. Тогда сделайте так, чтобы у педагога была достойная зарплата. Не добавлять гранты для подготовки учителей, а направить эти деньги на повышение заработной платы.

- Раньше стоимость обучения на платном отделении была равна стоимости гранта (в среднем эта сумма составляла 340 тысяч тенге). В прошлом году это правило отменили. Стоимость обучения на платных отделениях теперь повысится?

- В прошлом году мы наблюдали, как некоторые вузы резко подняли цены, но к ним в итоге никто не пришел. Другие, наоборот, значительно их снизили (в некоторых регионах стоимость обучения в год доходила до 70-100 тысяч), что тоже ненормально: слишком низкой цена быть не может.

В этом году все должно более-менее устаканиться, но есть такая тенденция: количество студентов на специальности, которые пользуются повышенным спросом, можно регулировать за счет повышения оплаты. Например, есть вузы, в которых стоимость обучения на юридическом будет больше миллиона тенге. Но в то же время на те специальности, на которые идут меньше (на “физику”, допустим), снизить цену. Поэтому в этом году очень важно заранее посмотреть, сколько стоит обучение на тех или иных специальностях. Ведь если вы из-за высокого конкурса не поступите на грант, то сможете претендовать только на платное отделение. Поэтому лучше знать заранее: а сможете ли вы заплатить ту цену, которую вузы устанавливают на популярные специальности?

И еще я хотел бы сказать про заочное обучение. Мы были категорически против, когда его отменили. После того как это произошло, наши люди, которые хотят получить второе или третье образование, просто ушли в российские вузы. Мы поставили этот вопрос в парламенте: считаем, что нужно возвращать заочное образование.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть