1966

Лицом к поколению Z

Всё о поправках в закон о защите прав детей: за что ужесточат ответственность, а по каким статьям, наоборот, смягчат

Лицом  к поколению Z

Полное название этого закона звучит так: “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка”. Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал его 1 апреля. В первую очередь он касается детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и должен защитить их права и интересы. Работали над ним несколько лет, реагируя и на скандальные случаи, связанные с защитой детей, и на рекомендации правозащитников и общественников. Вот наиболее важные нововведения, которые для нас прокомментировала депутат мажилиса Светлана БЫЧКОВА, участвовавшая в разработке закона.

- Введена административная ответственность за несообщение работниками организаций образования, здравоохранения либо социальной защиты населения в правоохранительные органы о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении их действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, ставших им известными в связи с профессиональной деятельностью.

- О необходимости такой нормы говорили давно. Да, в Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая наказание за сокрытие особо тяжких преступлений. Но в данном случае речь идет о другом, - поясняет Светлана Федоровна. - Допустим, человек приводит на осмотр к врачу ребенка. Доктор видит, что у малыша есть травмы, он находится в состоянии депрессии, с ним что-то не в порядке. Он должен поговорить об этом с родителями и сообщить об увиденном в полицию. То же самое касается и образовательных учреждений: если учителя, психологи замечают, что с ребенком что-то не так, они должны обратить на это внимание, а не делать вид, что ничего не происходит, как это нередко у нас бывает. За несоблюдение этой нормы предусмотрен штраф 10 МРП.

- Правонарушения, связанные с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, приведшим к нега­тивным последствиям, вернули из Уголовного кодекса в Административный кодекс.

- Сейчас некоторые недоумевают, спрашивая, почему было принято такое решение. Мы исходили из интересов ребенка и принципов неотвратимости наказания. Ранее эти нормы так же, как и сейчас, содержались в кодексе “Об административных правонарушениях”. Потом их перевели в Уголовный кодекс. Но практика показала, как сложно собирать необходимые доказательства. Родители признают, что упустили какие-то моменты в воспитании, но совершенно не соглашаются с тем, что уклоняются от этих обязанностей. Из-за этого существенно снизилось число людей, которых привлекали к ответственности по ст. 140 УК РК (в 2016 году - 77 фактов, в 2017-м - 46, в 2018-м - 54). При том, что когда это правонорушение находилось в КоАП, около двух тысяч родителей ежегодно привлекали по этой статье. Норма в итоге прак­тически перестала работать. Поэтому и было решено перевести ее в Административный кодекс, чтобы соблюсти принцип справедливости и неотвратимости наказания.

- Появится медико-социальный учет детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

- Это определенная база, не просто пофамильный учет, а, что гораздо важнее, индивидуальная пошаговая инструкция, в которой будет прописано, как помочь конкретному ребенку: одного нужно лечить, второму необходимо социализироваться, третьего устроить в школу. В конечном итоге в этой базе должно быть указано, как изменилась жизнь ребенка. Сейчас мы ведем переговоры с международными организациями, регионами, чтобы вместе найти наиболее оптимальный вариант того, как именно должен вестись этот учет.

- Будут созданы центры поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

- Они уже появились в некоторых регионах. Какие-то были созданы на базе детских домов, центров адаптации несовершеннолетних, эта работа продолжится и дальше. Это центры нового формата, в которых детям будут оказывать всестороннюю поддержку: это дневное или постоянное пребывание, предоставление информации, консультаций, сотрудничество с различными организациями, занимающимися защитой детей.

- Ужесточена уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

- Если раньше высший предел по таким видам преступления ограничивался 15 годами лишения свободы, то сейчас он увеличен до 17 лет.

Кроме этого в некоторые нормы, касающиеся насильственных преступлений, введены фигуры “отчим” и “мачеха”, раньше в законе это не конкретизировалось (совершил преступление отчим или посторонний человек, они несли одинаковую ответственность). Я объясню, почему было принято решение сделать на этом акцент. Отчим - человек, с которым ребенок вынужден жить. И если мальчик или девочка подвергается насилию с его стороны, то оказывается совершенно незащищенным - ребенку некуда от него убежать. Поэтому справедливым является то, что отчим (или мачеха) должен нести более жесткую ответственность.

- Конкретизированы нормы, связанные с денежным содержанием матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, в дородовой и послеродовой период.

- Женщина, которая родила вне брака, и раньше могла требовать от биологического отца своего малыша определенную денежную помощь (правда, лишь в том случае, если достоверность отцовства установлена). При этом в законе не было конкретизировано, в течение какого времени мужчина должен был ее содержать, из-за чего в судах возникали проблемы. Теперь этот пробел восполнен.

В законе теперь четко указано: женщина вправе в судебном порядке требовать от отца ребенка соответствующие денежные средства на расходы по ее содержанию. При нормальных родах - в течение семидесяти календарных дней до родов и пятидесяти шести календарных дней после родов; при осложненных родах или рождении двух и более детей - в течение семидесяти календарных дней до родов и семидесяти календарных дней после родов; в случае проживания матери ребенка на территории, подвергшейся воздействию ядерных испытаний, при нормальных родах - в течение девяноста одного календарного дня до родов и семидесяти девяти календарных дней (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей - в течение девяноста трех календарных дней) после родов.

Размер и периодичность выплат определяются судом.

- Наблюдатели национального превентивного механизма (НПМ) смогут без предупреждения и согласования посещать все без исключения организации, осуществляющие функции по защите прав детей.

- Деятельность НПМ направлена на предупреждение жестокого и унижающего достоинство обращения, соблюдение прав людей, которые находятся в тюрьмах, СИЗО, закрытых медицинских, образовательных или социальных организациях. Раньше они могли посещать только исправительные учреждения, теперь у наблюдателей появилось право приходить во все организации специального социального назначения, в которых круглосуточно вне семьи находятся дети. Этот список после принятия закона расширился на 216 учреждений.

Наши цифры

- В Казахстане 4 012 460 детей младше 15 лет.

- Около 8000 детей находятся в зоне риска и периодически попадают в поле зрения правоохранительных органов.

Комментарий в тему

Роза АКЫЛБЕКОВА, заместитель директора Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности:

- Мы говорили о том, что очень важно расширить мандат НПМ на все детские учреждения закрытого типа, которые есть в Казахстане. Отрадно, что это произошло, и теперь специалисты смогут посещать их без предупреждения.

Да, мы и раньше могли туда заходить, но лишь по предварительному согласованию, и тем не менее мы видели, что там не все так радужно и хорошо. Да, руководство таких учреждений, зная, что будет комиссия, может покрасить стены, убрать потрепанную мебель, постелить ковры, но оно не может спешно решить более глубокие проблемы. А теперь мы сможем вскрывать их, но не для того, чтобы кого-то линчевать, а именно с целью улучшить положение детей и в глобальном смысле изменить ситуацию - предотв­ращать факты жестокого и унижающего обращения с ними.

Кроме этого сейчас разрабатывается концепция государственной политики, направленная на интересы и права ребенка. Она решит еще целый комплекс проблем. Но чтобы вся эта работа была более эффективной, нам нужен достойный, независимый, координирующий орган, занимающийся защитой прав детей. Я считаю, что для этого нужно вывести комитет по охране прав детей из ведомства Министерства образования и науки. Потому что очень много нарушений происходит в школах и других образовательных учреждениях.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Почему мы всё чаще слышим о преступлениях, связанных с насилием над детьми?

- Их и раньше было много, просто сейчас их сложнее скрыть.

- Это показатель озлобленности и безнаказанности современного общества.

- Не думаю, что эта тема достойна столь пристального внимания, есть проблемы и посерьезнее.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

А вы купили бы электромобиль?

Обязательно, мне за экологию обидно 15%

Подумаю, когда появятся все условия 40%

Мне и обычной машины хватает 10%

Не куплю, нет денег даже на самокат 35%

Поделиться
Класснуть