Город нашей мечты
Как сделать Алматы еще лучше, краше и комфортнее? Мы предлагаем нашим читателям принять участие в совместной с нашей газетой акции
Родилась эта идея после того, как я сходила на очередное заседание общественного совета (ОС) Алматы, на котором отчитывалось управление городской мобильности. Подобные мероприятия интересны не только тем, что там происходит, но и тем, что им предшествует. Этот отчет был поистине долгожданным событием. Чиновники должны были рассказать о своих достижениях в деле развития общественного транспорта (ОТ) Алматы (что они с успехом и сделали в этот раз) еще... осенью.
Предисловие
Акиматовские дважды просили отложить эту встречу с членами ОС: дескать, реформа еще идет, дайте срок. Деваться некуда - давали. Чиновники пытались “откосить” и на этот - третий! - раз, просили передвинуть рандеву на лето. Но ОС пошел на принцип: ждем вас в марте, иначе придется обращаться к акиму города. Пришлось слугам народа выступать.
Но главным спикером встречи стал не руководитель управления городской мобильности Сагандык ТЕЛИБАЕВ (на снимке).
Он просто зачитал презентацию (построено, закуплено, отремонтировано, внедрено - в общем, все прекрасно, поэтому не буду вдаваться в подробности) и спешно удалился в городской маслихат, где его тоже ждали с отчетом. Отвечать на вопросы общественников пришлось заместителю акима Алматы, курирующему эту сферу, Ерлану АУКЕНОВУ (на снимке).
Вопросы задавали по кругу, но, видимо, по законам восточного гостеприимства начинали с комплиментов: город в целом (и общественный транспорт в частности) поменялся в лучшую сторону, то, что было, и то, что стало, - это, мол, небо и земля, мы максимально приблизились к Европе и т. д. в том же духе. А потом спрашивали, предлагали действовать сообща и по-отечески журили. Наверное, самой острой была вот эта реплика одного из членов ОС:
- Хотелось бы, чтобы в отчете помимо сухих цифр звучали какие-то качественные показатели: как реформа улучшает жизнь граждан, как повышается их мобильность. Чтобы честно были отражены и обсуждались проблемные вопросы, которые есть. По отзывам горожан мы видим, что общественный транспорт остается одной из злободневных тем.
Аукенов внимательно слушал, фиксировал все вопросы (про стоимость проезда, парковки, эффективность дифтарифа, развитие велоинфраструктуры), однако сразу на них не отвечал, предложив сделать это в конце и скопом. Так что в итоге он большую часть своего спича посвятил опять же достижениям и планам, а в конце прошелся по темам, которые затрагивали общественники, правда, не по всем. Но задать уточняющие вопросы не получилось - замакима нужно было бежать на следующую встречу. Вот коротко то, о чем он говорил.
БАКАД и платный въезд
- В мае начинается строительство БАКАД (Большой алматинской кольцевой автодороги. - Ред.). Это позволит на 12-15 процентов разгрузить город от машин, въезжающих в город из области. Плюс 12 процентов снижения транспортной нагрузки за счет ввода единого транспортного кольца. Конечным итогом любой транспортной реформы является введение платного въезда в город. Это неизбежно везде. Будет это в Алматы или нет? Я думаю, мы к этому когда-либо придем. Но сначала завершим малое и большое кольцо и тогда к этому вопросу, возможно, вернемся.
ЛРТ и БРТ
- Улица Толе би стала полумаргинальной, там накопилось много проблем. Мы одновременно со строительством ЛРТ (легкорельсового транспорта. - Ред.) сделаем там ремонт от фасада до фасада. Она станет более привлекательной. ЛРТ будет сдан в 2022-2023 году.
С начала запуска БРТ (скоростной автобусной линии. - Ред.) пассажиропоток на этом участке вырос со 101 тысячи пассажиров за месяц до 150 тысяч. 80 процентов города (а как же 550 тысяч зарегистрированных автомобилей? - О. А.) передвигается на общественном транспорте, и мы сделали приоритет в пользу горожан. Мы должны сделать популярным качество общественных перевозок, чтобы иметь собственную машину было непрестижно. Вот это задача. Пожалуйста, кто хочет - поезжайте на машине, но приоритета там уже не будет. Условия создавать больше не будем, только ужимать. И говорить об этом надо правдиво.
Автобусы и субсидии
- В июле мы обновим подвижной состав ОТ на сто процентов, обеспечим все автобусы видеокамерами. Тогда снимется и вопрос с карманниками. Сейчас в городе 15 перевозчиков, в прошлом году было 20. Последний, вы знаете, Green Bus - мы забрали у них автопарки. Кто не справлялся - уходит с рынка. Мы для всех открыты, субсидируем, но четко говорим: не выдержал - до свидания.
В этом году мы выделяем 33 млрд тенге на субсидии, больше всех в стране. Могли бы пойти другим путем: купить автобусы за счет бюджета и эксплуатировать их, как государственные парки (и все наши управления такую идею и носят). Но во всем мире практика показала: соотношение должно быть 50 на 50, наша задача не вытеснять частные парки, а создать для них нормальные условия.
Мы переводим всех контролеров в единую службу контроля, в ближайший месяц эту работу завершим. В пилотном режиме запустили проект bus-километр (система, когда автопарк получает субсидии, сумма которых зависит не от количества перевезенных пассажиров, а от пройденного автобусом километража, соблюдения графика и правил перевозок. - О. А.). На то, чтобы это было внедрено везде, уйдет, может быть, года два-три.
Штрафы по субсидиям, которые мы предъявляем перевозчикам за различные нарушения, мы повысили до 35 процентов. Немытые автобусы, отклонение от регулярности - будем наказывать. Ожидаем, что в апреле-мае за счет этого явно улучшится качество.
В этом году поставим еще 50 станций электронного табло (на остановках общественного транспорта. - О. А.).
Мы хотели вернуть автовокзал “Сайран” в собственность города, но частник (владелец объекта. - О. А.) пока не идет на уступки - думает. Но такой вокзал нужен городу. Как транспортный хаб для пригородных направлений. И с владельцем “Саяхата” мы тоже ведем такие переговоры. Сложно. Но хабы все равно будем развивать. Запустили пригородные направления в Талгар и Каскелен.
Платные парковки
- Частный инвестор вложил 1,5 млрд тенге, это в 40 раз больше, чем за все предыдущие 15 лет. В 10 раз выросли налоговые поступления, на 522 млн тенге выписано штрафов (за неоплаченную парковку. - О. А.). Но мы охватили всего 10 процентов города! Остальные 90 процентов до сих пор в тени сидят.
Стоят парковщики и ни копейки не платят десятками лет - и слова никто им не скажет. Здесь начали делать автоматизацию полностью, все (и СМИ, и так далее): мол, неправильно работаешь. Налоги платят, зарплату подняли, технологию внедряют. Делают - и то по рукам бьют и еще грязью поливают. В некоторых местах города, социальных местах мы планируем снизить цену за парковку со 100 тенге в час до 50 тенге. Но там, где парковки забиваются под завязку (в районе Зеленого базара например), будем цены повышать.
Итак, мы начинаем!
… Говорил Ерлан Аукенов больше часа, подчеркивая то, насколько важна роль общественного совета (это же представители горожан!), который должен доносить до алматинцев смысл всех реформ.
А мы в редакции решили: почему бы не послушать их самих, горожан? Мы ведь хотим сделать город, удобный для людей? Хотим! Тем более что и власти Алматы ставят перед собой такую же задачу. Так давай действовать вместе! Поэтому мы предлагаем нашим читателям-алматинцам рассказать о том, что их волнует: общественный транспорт, ремонт дорог, замена арыков и бордюров, реконструкция улиц, оборудование перекрестков. Пишите о проблемах, называйте конкретные места и адреса недоделок или неправильных решений, предлагайте пути решения, скидывайте фотографии-фотофакты на электронный адрес oks-akulova@yandex.ru. Попробуем вместе сделать наш город еще лучше.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы