3825

Город нашей мечты

Как сделать Алматы еще лучше, краше и комфортнее? Мы предлагаем нашим читателям принять участие в совместной с нашей газетой акции

Город нашей мечты
Такой асфальт нам не нужен!

Родилась эта идея после того, как я сходила на очередное заседание общественного совета (ОС) Алматы, на котором отчитывалось управление городской мобильности. Подобные мероприятия интересны не только тем, что там происходит, но и тем, что им предшествует. Этот отчет был поистине долгожданным событием. Чиновники должны были рассказать о своих достижениях в деле развития общественного транспорта (ОТ) Алматы (что они с успехом и сделали в этот раз) еще... осенью.

Предисловие

Акиматовские дважды просили отложить эту встречу с членами ОС: дескать, реформа еще идет, дайте срок. Деваться некуда - давали. Чиновники пытались “откосить” и на этот - третий! - раз, просили передвинуть рандеву на лето. Но ОС пошел на принцип: ждем вас в марте, иначе придется обращаться к акиму города. Пришлось слугам народа выступать.

Но главным спикером встречи стал не руководитель управления городской мобильности Сагандык ТЕЛИБАЕВ (на снимке). 

Он просто зачитал презентацию (построено, закуплено, отремонтировано, внедрено - в общем, все прекрасно, поэтому не буду вдаваться в подробности) и спешно удалился в городской маслихат, где его тоже ждали с отчетом. Отвечать на вопросы общественников пришлось заместителю акима Алматы, курирующему эту сферу, Ерлану АУКЕНОВУ (на снимке).

Вопросы задавали по кругу, но, видимо, по законам восточного гостеприимства начинали с комплиментов: город в целом (и общественный транспорт в частности) поменялся в лучшую сторону, то, что было, и то, что стало, - это, мол, небо и земля, мы максимально приблизились к Европе и т. д. в том же духе. А потом спрашивали, предлагали действовать сообща и по-отечески журили. Наверное, самой острой была вот эта реплика одного из членов ОС:

- Хотелось бы, чтобы в отчете помимо сухих цифр звучали какие-то качественные показатели: как реформа улучшает жизнь граждан, как повышается их мобильность. Чтобы честно были отражены и обсуждались проблемные вопросы, которые есть. По отзывам горожан мы видим, что общественный транспорт остается одной из злободневных тем.

Вот такие “ступеньки” в Алматы на пешеходной дорожке на пересечении проспектов Райымбека и Назарбаева.

Аукенов внимательно слушал, фиксировал все вопросы (про стоимость проезда, парковки, эффективность дифтарифа, развитие велоинфраструктуры), однако сразу на них не отвечал, предложив сделать это в конце и скопом. Так что в итоге он большую часть своего спича посвятил опять же достижениям и планам, а в конце прошелся по темам, которые затрагивали общественники, правда, не по всем. Но задать уточняющие вопросы не получилось - замакима нужно было бежать на следующую встречу. Вот коротко то, о чем он говорил.

БАКАД и платный въезд

- В мае начинается строительство БАКАД (Большой алматинской кольцевой автодороги. - Ред.). Это позволит на 12-15 процентов разгрузить город от машин, въезжающих в город из области. Плюс 12 процентов снижения транспорт­ной нагрузки за счет ввода единого транспортного кольца. Конечным итогом любой транспортной реформы является введение платного въезда в город. Это неизбежно везде. Будет это в Алматы или нет? Я думаю, мы к этому когда-либо придем. Но сначала завершим малое и большое кольцо и тогда к этому вопросу, возможно, вернемся.

ЛРТ и БРТ

- Улица Толе би стала полумаргинальной, там накопилось много проблем. Мы одновременно со строительством ЛРТ (легкорельсового транспорта. - Ред.) сделаем там ремонт от фасада до фасада. Она станет более привлекательной. ЛРТ будет сдан в 2022-2023 году.

С начала запуска БРТ (скоростной автобусной линии. - Ред.) пассажиропоток на этом участке вырос со 101 тысячи пассажиров за месяц до 150 тысяч. 80 процентов города (а как же 550 тысяч зарегистрированных автомобилей? - О. А.) передвигается на общественном транспорте, и мы сделали приоритет в пользу горожан. Мы должны сделать популярным качество общественных перевозок, чтобы иметь собственную машину было непрестижно. Вот это задача. Пожалуйста, кто хочет - поезжайте на машине, но приоритета там уже не будет. Условия создавать больше не будем, только ужимать. И говорить об этом надо правдиво.

Автобусы и субсидии

- В июле мы обновим подвижной состав ОТ на сто процентов, обеспечим все автобусы видеокамерами. Тогда снимется и вопрос с карманниками. Сейчас в городе 15 перевозчиков, в прошлом году было 20. Последний, вы знаете, Green Bus - мы забрали у них автопарки. Кто не справлялся - уходит с рынка. Мы для всех открыты, субсидируем, но четко говорим: не выдержал - до свидания.

В этом году мы выделяем 33 млрд тенге на субсидии, больше всех в стране. Могли бы пойти другим путем: купить автобусы за счет бюджета и эксплуатировать их, как государственные парки (и все наши управления такую идею и носят). Но во всем мире практика показала: соотношение должно быть 50 на 50, наша задача не вытеснять частные парки, а создать для них нормальные условия.

Вот такой “слив” оборудовали дорожники на проспекте Назарбаева (угол проспекта Райымбека).

Мы переводим всех контролеров в единую службу контроля, в ближайший месяц эту работу завершим. В пилотном режиме запустили проект bus-километр (система, когда автопарк получает субсидии, сумма которых зависит не от количества перевезенных пассажиров, а от пройденного автобусом километража, соблюдения графика и правил перевозок. - О. А.). На то, чтобы это было внедрено везде, уйдет, может быть, года два-три.

Штрафы по субсидиям, которые мы предъявляем перевозчикам за различные нарушения, мы повысили до 35 процентов. Немытые автобусы, отклонение от регулярности - будем наказывать. Ожидаем, что в апреле-мае за счет этого явно улучшится качество.

В этом году поставим еще 50 станций электронного табло (на остановках общественного транспорта. - О. А.).

Мы хотели вернуть автовокзал “Сайран” в собственность города, но частник (владелец объекта. - О. А.) пока не идет на уступки - думает. Но такой вокзал нужен городу. Как транспортный хаб для пригородных направлений. И с владельцем “Саяхата” мы тоже ведем такие переговоры. Сложно. Но хабы все равно будем развивать. Запустили пригородные направления в Талгар и Каскелен.

Платные парковки

- Частный инвестор вложил 1,5 млрд тенге, это в 40 раз больше, чем за все предыдущие 15 лет. В 10 раз выросли налоговые поступления, на 522 млн тенге выписано штрафов (за неоплаченную парковку. - О. А.). Но мы охватили всего 10 процентов города! Остальные 90 процентов до сих пор в тени сидят.

Стоят парковщики и ни копейки не платят десятками лет - и слова никто им не скажет. Здесь начали делать автоматизацию полностью, все (и СМИ, и так далее): мол, неправильно работаешь. Налоги платят, зарплату подняли, технологию внедряют. Делают - и то по рукам бьют и еще грязью поливают. В некоторых местах города, социальных местах мы планируем снизить цену за парковку со 100 тенге в час до 50 тенге. Но там, где парковки забиваются под завязку (в районе Зеленого базара например), будем цены повышать.

Итак, мы начинаем!

… Говорил Ерлан Аукенов больше часа, подчеркивая то, насколько важна роль общественного совета (это же представители горожан!), который должен доносить до алматинцев смысл всех реформ.

А мы в редакции решили: почему бы не послушать их самих, горожан? Мы ведь хотим сделать город, удобный для людей? Хотим! Тем более что и власти Алматы ставят перед собой такую же задачу. Так давай действовать вместе! Поэтому мы предлагаем нашим читателям-алматинцам рассказать о том, что их волнует: общественный транспорт, ремонт дорог, замена арыков и бордюров, реконструкция улиц, оборудование перекрестков. Пишите о проблемах, называйте конкретные места и адреса недоделок или неправильных решений, предлагайте пути решения, скидывайте фотографии-фотофакты на электронный адрес oks-akulova@yandex.ru. Попробуем вместе сделать наш город еще лучше.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть