2493

Цифровая завеса

В Казахстане многие дети с инвалидностью остаются на обочине системы образования и общества в целом. О том, почему так происходит, рассказали эксперты.

Цифровая завеса

На днях стали известны результаты исследования, касающегося доступности образования для детей с инвалидностью в нашей стране. Проводили его специалисты Human Rights Watch - международной независимой организации, работающей во всем мире. Название у доклада говорящее - “На обочине жизни”. Работали эксперты больше года - с сентября 2017-го по декабрь 2018 года. Они опросили более 150 человек (детей с инвалидностью и их родителей, представителей профильных НПО и правозащитных организаций) в разных регионах Казахстана - Алматы и Алматинской области, Астане, Кызылорде, Шымкенте.

- Поскольку четыре года назад Казахстан ратифицировал конвенцию “О правах инвалидов”, мы решили узнать, какова сейчас ситуация в этой сфере, - рассказала, представляя в Алматы результаты исследования, заместитель директора отделения по правам людей с инвалидностью Human Rights Watch Джейн БЬЮКЕНЕН (на снимке). - Особенно в сфере доступа детей с ограниченными возможностями к образованию.

По официальным данным, которые приводятся в докладе, количество детей с инвалидностью в Казахстане составляет 2,8 процента от общего детского контингента. То есть речь идет о десятках тысяч детей. Согласно тем же данным условия для инклюзивного обучения созданы в 3289 из 7339 общеобразовательных школ (это почти 45 процентов). В 2016-2017 годах в таких, можно сказать, универсальных школах обучались более 40 тысяч детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями. Согласитесь, внушительная цифра! Далее: по информации Министерства труда и социальной защиты населения, условия для инклюзивного обучения созданы в 15 процентах детских садов, 58 процентах школ и 25 процентах колледжей.

А теперь еще данные из этого же доклада: в декабре 2018 года исследователи побывали в пяти общеобразовательных инклюзивных школах Алматы, и там только 68(!) из семи тысяч учеников относились к категории детей с особыми образовательными потребностями, что составляет менее одного процента от общего числа учащихся (понятное дело, что, скорее всего, повели иностранных исследователей не абы куда, а в образцовые инклюзивные школы. - О. А.). По информации управления образования Алматы, в 2018 году в школах города учились 288 детей с инвалидностью. Сравните эти цифры с общими. Вот он, увы, привычный для наших палестин разрыв между оптимистичной статистикой и суровой действительностью.

Я спросила, есть ли цифры, отражающие реальное положение дел.

- Мы запрашивали информацию о том, сколько сейчас детей с инвалидностью ходят на самом деле в инклюзивные школы в Казахстане, но, к сожалению, не получили таких данных, - отметила старший исследователь по Центральной Азии Human Rights Watch Мира РИТМАН (на снимке). 

- Если же судить по тем общеобразовательным учебным заведениям Алматы, в которых мы были, то нужно говорить не о количестве школ, где могут учиться такие ребята, а о том, сколько реально учатся. Но пока такой открытости нет. Да, правительство Казахстана начало двигаться в строну инклюзивного образования, но тем не менее большинство детей с инвалидностью по-прежнему его не получают. Многие из них учатся в спецшколах, в так называемых коррекционных классах (которые специально организовывают в некоторых общеобразовательных учреждениях) либо находятся на домашнем обучении. На данный момент власти в Казахстане делают упор именно на количество школ, а нужно говорить об отношении к каждому ребенку, при котором учитываются его индивидуальные возможности и появляется возможность получить качественное образование.

- Легко ли чиновники, к которым вы обращались за информацией или разрешением посетить школу, шли на контакт?

- Изначально мы получили отклик от Министерства труда и социальной защиты, у нас было несколько встреч с его представителями. К сожалению, так было не со всеми. Например, с сотрудниками Министерства образования и науки мы так и не встретились, хотя и хотели этого. Мы туда так же, как в Министерство труда и соц­защиты и Министерство здравоохранения, отправили достаточно длинные письма с предварительными итогами нашего исследования и кучей вопросов, но Минобразования было единственным, которое не ответило на наши вопросы.

Правда, когда мы обратились в управление образования Алматы, получили разрешение посетить инклюзивные, коррекционные школы, - продолжила г-жа Ритман. - Но пойти туда мы могли только в сопровождении двух представителей акимата. Мы объясняли, что это противоречит нашей методологии, но от нас так и не отстали. И могу сказать, что это помешало нашей работе.

К слову, до алматинской презентации Мира Ритман и Джейн Бьюкенен предоставили отчет, на котором присутствовали представители различных министерств (в том числе и профильных), в Астане. Эксперты призвали усилить работу по обеспечению гарантий качественного инклюзивного образования и, что очень важно, рекомендовали реформировать систему психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК).

- Эти консультации должны помогать ребенку попадать в общеобразовательные школы, а не наоборот - отрезать доступ в них, - сказала Мира Ритман. - Мы считаем, что именно ПМПК в нынешнем виде - одно из основных препятствий для получения инклюзивного образования. Там обследуют ребенка, дают заключение о том, в какой школе он может учиться, и часто направляют детей в спецшколы или на домашнее обучение. Но даже там, где есть инклюзивные классы, дети сталкиваются с другими препятствиями: у них нет адаптированных учебных материалов, не все помещения оборудованы под их нужды, не хватает тьютеров или ассистентов.

Мы надеемся, что наши рекомендации будут учтены при подготовке национального плана по улучшению соблюдения прав людей с инвалидностью, который сейчас разрабатывается. Мы, конечно, будем следить за развитием ситуации и продолжать мониторинг. Надеюсь, что со временем изменения будут. Родители, чьи дети обучаются в инклюзивных школах (и это я хочу подчеркнуть особо), говорили нам о важности такого обучения. Их детям нравится учиться, они становятся более общительными, начинают быстрее развиваться, - подытожила г-жа Ритман.

Это подтвердила и алматинка Акбота ОНГАРОВА (на снимке), присутствовавшая на пресс-конференции. Из-за прогрессирующей болезни и инвалидности она с шестого класса обучалась на дому. Продолжить образование было непросто, но сейчас девушка - студентка одного из алматинских вузов.

- Я долго к этому шла, - сказала Акбота. - И хочу, чтобы все поняли: если людям с инвалидностью будут предоставлены все возможности получить образование, они смогут принести пользу обществу. Они хотят учиться наравне со всеми.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть