2418

Свежо питание, да верится с трудом

Ограничение рекламы вредных продуктов: почему инициатива Минздрава может не сработать

Свежо питание,  да верится с трудом
Фото Владимира ЗАИКИНА

Норма о введении ограничений на рекламу продуктов с излишним содержанием сахара, соли и жиров всего лишь одна из многих в концепции нового кодекса “О здоровье нации”, который сейчас активно обсуждается. Правда, она осталась в тени других громких инициатив Минздрава, предлагающего ввести запрет на курение в общественных местах и не принимать в детские сады и школы невакцинированных детей. Пищевики и кондитеры, собравшиеся в Астане на общественные слушания по концепции вышеобозначенного кодекса, недоумевали: что значит “излишнее содержание” и по каким параметрам кто будет определять, вредный продукт или нет?

Опасная еда

“А действительно, вредные продукты - это какие?” - задалась я вопросом и отправила запрос в комитет по охране общественного здоровья Минздрава. Перечислю ровно так, как указано в ответе.
В перечень вредных продуктов планируется включить:
1) пищевые продукты с высоким содержанием сахара и (или) соли, и (или) жиров, трансжиров, в которых:
- на 100 граммов продукта приходится, соответственно, более 12,5 грамма сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, и (или) более 1,5 грамма соли, и (или) более 20 граммов жиров, и (или) более 5 граммов насыщенных жиров;
- либо на одну порцию пищевого продукта приходится, соответственно, более 15 граммов сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ и (или) более 2,4 грамма соли, и (или) более 21 грамма жиров, и (или) более 6 граммов насыщенных жиров;
2) газированные воды, содержащие на 100 миллилитров продукт, соответственно, более 10 граммов сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, и (или) более 1,5 грамма соли, и (или) более 10 граммов жиров, и (или) более 2,5 грамма насыщенных жиров.
Я ради интереса провела ревизию продуктов, которые лежат в ящике моего стола на работе. На всех - данные об энергетической ценности (содержание белков, жиров и углеводов на 100 граммов) и состав. Причем нигде не указано, сколько именно сахара, соли и жиров в них содержится. А ориентироваться исключительно на ту самую энергетическую ценность тоже идти по ложному пути: вот, например, в 100 граммах овсяной каши быстрого приготовления 72 грамма углеводов, а в 100 граммах мюсли - 60. Но ведь углеводы - это не только сахар.
Как нам удалось выяснить, прежде чем выпустить в производство любой продукт, сами предприниматели проверяют его качество, органолептические и физико-химические показатели. Они закладывают какую-то рецептуру и проверяют ее на выходе, кроме этого смотрят, сколько сахара, соли или жира содержит продукт. Если эти показатели удовлетворяют производителей, они выпускают его в производство. При этом на всех упакованных продуктах должна содержаться информация о его пищевой ценности - количестве жиров, белков, углеводов, под которыми подразумевается в том числе и сахар. Если это весовой товар, информация должна быть указана на большой транспортной упаковке.
Специалисты не опасаются, что могут возникнуть сложности с тем, чтобы определить, какое количество сахара или жира содержится буквально в том или ином продукте. В Казахстане есть лаборатории, в которых могут произвести такие исследования, это не проблема. Тем более что наши ГОСТы старые, изданные в 80-90 годы, и лаборатории работают по ним.

Хоть смотри, хоть не смотри

Если судить по ответу комитета общественного здоровья на мой запрос, то все лучшее, в том числе и инициативы Минздрава, - детям и ради детей.
“Поведенческие пищевые привычки являются ключевым фактором развития детского ожирения. Эпидемиологический мониторинг этой проблемы и факторов, ее формирующих, проведенный в нашей стране в 2015-2016 годах, показал, что распространенность избыточной массы тела (включая ожирение) среди детей 8-10 лет составила 19,1 процента. При этом 25,7 процента детей проводят у экранов телевизоров и электронных средств два часа в день и более. Таким образом, предлагаемая министерством инициатива в части ограничения рекламы продуктов питания и безалкогольных напитков с высоким содержанием энергии, сахара и (или) соли, и (или) трансжиров направлена на снижение маркетингового давления на детей на детских телевизионных каналах и в радиопрограммах с 7 до 22 часов местного времени”, - говорится в ответе комитета по охране общественного здоровья.
Вроде все правильно - не поспоришь. Тем более что далеко не все взрослые могут похвастаться модельными параметрами: около 56 процентов казахстанских женщин и почти половина мужчин имеют лишний вес или страдают ожирением. И ведь не диетологу понятно: чтобы похудеть, нужно меньше есть сладостей, мучного да чипсов-сухариков. Очевидные вроде бы вещи, и талдычат о них постоянно, но полных меньше-то не становится! Теперь осталось ударить по ожирению не словом, а делом, то бишь ограничением рекламы.
- Считается, если потребитель увидел какую-то торговую марку, логотип (не важно, где: по телевизору, в журнале, на уличном баннере) минимум семь раз, то, придя в магазин, он бессознательно выберет именно такой продукт, - говорит детский психолог Анастасия СТЕБЛЯНКО (на снимке). 

- Если опираться только на этот постулат, то можно сказать: если исключить просмотр детьми и взрослыми рекламы определенных продуктов, вероятность того, что они будут их покупать, скорее всего, снизится (хотя это всего лишь предположение).
- Но знаете, я не стала бы уверенно говорить о том, что представители подрастающего поколения сейчас много времени проводят у телевизора и часто слушают радио, - продолжает моя собеседница. - Я сужу по своим клиентам-детям, большинство из которых долго сидят у монитора компьютера или в телефоне. Они смотрят ролики в YouTube и общаются в социальных сетях. То есть реклама в телевизоре и тем более на радио для них не столь актуальна - у них другие каналы получения информации. В том же YouTube есть обзоры продуктов питания (сами же дети покупают разные вкусняшки, пробуют их, делятся впечатлениями), которые оказывают гораздо большее влияние на детский выбор. И подобные каналы очень популярны, не случайно ведь в маркетинге появилось течение: человек продает человеку. Таких роликов в Сети очень много, и чтобы ограничить их влияние, нужны большие ресурсы, но вряд ли в ближайшее время кто-то будет этим заниматься. Хотя, конечно, нельзя полностью отрицать воздействие телевизионной и радийной рекламы - она есть. Но все же вряд ли ее ограничение только на этих платформах окажет существенное влияние на детей.

Клубы - для родителей

- Поэтому все-таки начинать нужно со взрослых, ведь не дети прямые потребители продуктов, содержащих вредные вещества, а их родители, - считает наш эксперт. - И если они будут вести здоровый образ жизни и регламентировать потребление ребенком такой пищи, то от него мало что будет зависеть. Но для этого нужно вводить не только ограничения, а создавать при поддержке государства бесплатные клубы здорового питания, психологической поддержки, их бы посещало огромное количество людей.
Сейчас групповые занятия у психолога могут позволить себе только люди с достатком выше среднего, а родителей нужно обучать взаимодействию с детьми. В том числе говорить слово “нет”, устанавливать запреты. Ведь есть и такая проблема: ребенок заходит в магазин, требует чипсы или сухарики, а мама или папа не знают, как с этим справляться. Родитель должен знать, как ему действовать в подобных ситуациях, - резюмирует Анастасия Стеблянко.
Так что все, как всегда, непросто. Поможет ли ограничение рекламы? Наверное, да. Будет ли от этого большой выхлоп? Не думаю. Так стоят ли усилия этих перспектив?

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Анастасии СТЕБЛЯНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть