Фиксировать вред согласия нет
Адвокат водителя “скорой помощи” Николая КУЧМЫ (на снимке), которого средь бела дня избили в Алматы, добивается проведения дополнительной судебно-медицинской экспертизы. Это может существенно повлиять на дальнейший ход дела, но пока ему в этом отказывают.
Громкая история началась 18 сентября, когда на одной из улиц южной столицы на водителя “скорой”, доставлявшей пациентку в больницу, напал молодой мужчина. И хотя с тех пор прошло несколько недель, к ней по-прежнему привлечено повышенное внимание, да и новости по теме появляются регулярно.
- На сегодняшний день процесс находится на стадии, когда стороны знакомятся с материалами уголовного дела в рамках досудебного расследования, - рассказал нашей газете адвокат Николая Кучмы Андрей ДИДЕНКО. - И именно сейчас у нас возникли некоторые разногласия со следователем, который ведет дело. Во-первых, он запретил снимать на телефон материалы уголовного дела (хотя по закону могу это сделать), сказав, что просто могу с ними ознакомиться. Но я отказался, так как не располагаю талантом запоминать двести страниц текста. Во-вторых, я ходатайствовал о проведении дополнительной экспертизы, в чем мне совершенно необоснованно, на мой взгляд, тоже было отказано. Следователь вручил мне два постановления по этому поводу. В тот же день я направил две жалобы - в районную прокуратуру и специализированный следственный суд города Алматы. Реакции пока не последовало, так как прошло мало времени.
- Почему отказано в проведении экспертизы?
- Мотив таков: 18 сентября (в тот день, когда все произошло. - О. А.) Кучма был ознакомлен с протоколом о назначении экспертизы и дополнительных ходатайств не заявлял. Но ведь мой подзащитный не мог заранее знать, что на следующий день его госпитализируют, он будет проходить стационарное лечение, ему поставят диагноз черепно-мозговая травма. Эти обстоятельства, естественно, не нашли отражения в экспертном исследовании, так как на тот момент этих фактов еще не было. Уже после экспертизы Кучма пролечился и до сих пор находится под наблюдением врачей. Я считаю, что должны быть истребованы карты амбулаторного больного и история болезни из соответствующего медицинского учреждения и по ним назначена дополнительная экспертиза, которая должна определить степень тяжести понесенного вреда - легкий это был вред здоровью или средний.
- Сейчас в материалах дела речь идет о легком вреде здоровью?
- Да, так как изначально при ее проведении были учтены только внешние проявления травм, которые получил Кучма, - ссадины, синяки и т. д. То, что потом ему поставили диагноз черепно-мозговая травма, может быть учтено только в случае проведения дополнительной судебно-медицинской экспертизы.
- Это может повлиять на исход дела?
- Конечно. Сейчас действия подозреваемого квалифицируются по статье “хулиганство” части 1. Если будет установлено, что моему подзащитному был нанесен вред здоровью средней тяжести, обвинение нужно будет предъявлять заново и квалифицировать дело по статье 107 “умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью” части 2. В принципе, предусмотренные законом санкции по этим двум статьям не очень разнятся: если в первом случае предусмотрено наказание в виде лишения свободы до одного года, то во втором - до двух лет. Но установление всех обстоятельств очень важно, так как в дальнейшем оно может оказать влияние на удовлетворение гражданского иска о возмещении морального вреда: одно дело, когда у человека синяк, другое - черепно-мозговая травма. Это существенный и значимый момент для удовлетворения иска о моральном вреде.
- Ваши дальнейшие действия?
- Мы всеми законными способами будем добиваться проведения дополнительной экспертизы. Сейчас ждем ответа на наши жалобы. Шума вокруг этой истории много, все интересуются, как идет дело, но тем не менее мы сталкиваемся с нарушением прав потерпевшего.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы