3127

Ограниченные возможности

     Казахстан постепенно приходит к пониманию необходимости создания безбарьерной среды для людей с особыми потребностями. В частности, реконструкция центральных улиц Алматы ведется с учетом интересов маломобильных групп населения. Однако до того, чтобы человек на инвалидной коляске мог свободно передвигаться по городу без посторонней помощи, нам еще очень далеко.

Как сообщил на прошедшей вчера пресс-конференции председатель Алматинского городского общества инвалидов Али АМАНБАЕВ (на снимке) в южной столице, по статистическим данным, проживают порядка 42 тысяч людей с инвалидностью, а в целом по Казахстану их около 670 тысяч, то есть 3,3 процента населения страны.

Правда, в официальные цифры он не особо верит, поскольку, например, ООН считает, что ту или иную степень инвалидности имеют 10 процентов населения Земли. А ВОЗ и того больше - 15 процентов. Впрочем, в ближайшее время может измениться сама система получения статуса инвалида, в результате чего, считает Али Аманбаев, количество таких людей в стране значительно возрастет.

- Сейчас идут пилотные проекты, мы тоже хотим перейти на новые классификаторы, - говорит он. - Думаю, у нас в Алматы 10-12 процентов будет. Например, если у вас нет фаланги пальца на руке или ноге, за границей дают инвалидность, но не дают пособия, как у нас. Там только обеспечивают реальную возможность, к примеру, переделать обувь и т.д. А у нас не дают инвалидность. Так что подход разный. Но мы уже идем к мировым стандартам.
- Что касается процедуры, то сейчас разработана методика, что инвалидность будут давать следующим образом, - продолжает Аманбаев. - Вот меня обследовали и присваивают индекс, но не говорят, что это Аманбаев, чтобы никто не знал. И сразу после принятия решения бумага будет идти в ГЦВП, который назначит пенсию, и не надо будет ходить и что-то доказывать. Просто придет извещение, что на счет поступили деньги. Эта процедура уже разработана и, наверное, на следующий год начнет действовать, если ничего не изменится. То есть внедряют прозрачность, чтобы не было злоупотреблений. Ведь некоторые действительно злоупотребляют, чтобы пользоваться льготами.
Но даже при цифре 3,3 процента государство обязано учитывать потребности людей с инвалидностью. Три года назад Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, в рамках исполнения которой планируется внести или уже внесены изменения в законодательство, касающиеся прав и интересов людей с ограниченными возможностями. Кроме того, правительство разработало план мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы.
Однако, как это часто бывает, на практике все далеко не так радужно. Например, одной из самых острых проблем для людей с инвалидностью, а также других маломобильных групп населения - стариков, мам с колясками, тех, кто получил какие-то травмы - остается общественный транспорт. И хотя власти работают над этим вопросом (к примеру, в Алматы активно закупают новые низкопольные автобусы, доступные для людей на колясках), инвалиды все еще не могут свободно им пользоваться.
- Мы не можем научить водителей культуре вождения, - объясняет Али Аманбаев. - Например, чтобы водитель общественного транспорта подъезжал прямо к остановке и остановился по борту хотя бы за 20 сантиметров от бордюра (откуда можно сразу шагнуть в салон. - М. А.). И ведь автобусы нужны не только инвалидам! Это нужно молодым мамам, которым тяжело передвигать коляску, пожилым людям, которым тяжело высоко поднимать ноги, тем, у кого временные ограничения.
Еще одной проблемой являются подземные пешеходные переходы, построенные без учета прав и интересов людей на инвалидных колясках. У казахстанцев до сих пор свежа в памяти жуткая история, произошедшая в прошлом году в Шымкенте, где при спуске в подземку насмерть разбился пожилой мужчина-инвалид Шайзулла БАЙНАСЫРОВ. Подобные происшествия - редкость, однако это не заслуга проектировщиков и строителей, а осторожность самих инвалидов, которые просто предпочитают не соваться в подобные места.
- Все подземные переходы, даже в Алматы, не приспособлены для инвалидов, - считает Али Аманбаев. - На реконструкцию переходов выделены большие деньги, их красиво отделали, но оставили старые пандусы. А мы говорим: нам нужны только подъемные платформы. Потому что пандусы сделать невозможно. Если высота три метра, то по стандартам общая длина одного пандуса должна быть 60 метров, поскольку наклон должен быть пять процентов. А если даже 12 процентов, то длина будет 36 метров. Но возможности делать такую длину нет. Поэтому - только подъемники.
Если говорить о доступности для инвалидов различных зданий и сооружений (причем не только физической доступности, но и доступности услуг и информации), то, по словам Али Аманбаева, неплохо обстоят дела в ЦОНах и государственных учреждениях. А вот большинство частных предприятий все еще не хочет учитывать интересы людей с ограниченными возможностями. Да, бизнесмены оборудуют пандусы, потому что это предписано правилами, но зачастую просто для галочки, ибо подняться по этим пандусам не всегда могут даже здоровые люди на двух ногах, не то что инвалиды на колясках. Кроме того, не учитываются интересы инвалидов при проектировке дверных проемов и туалетов, которые очень часто слишком узкие для того, чтобы там могла проехать инвалидная коляска.
- Для меня проблема - гостиницы, - сетует Али Аманбаев. - Даже новые гостиницы не соответствуют стандартам. То поручней нет, то унитаз высотой 38 сантиметров, а у меня коляска 52 сантиметра. И вот я два раза прыгаю на унитаз и назад. А еще двери... В панельных домах дверные проемы в туалеты всего 68 см шириной.
Впрочем, нельзя сказать, что ситуация совсем уж патовая - кое-какие изменения в лучшую сторону, несомненно, есть. В качестве примера глава Алматинского городского общества инвалидов приводит начавшуюся в прошлом году масштабную реконструкцию центральных улиц южной столицы, которая ведется с учетом потребностей всех групп населения. В частности, на только что отремонтированном участке проспекта Абая оборудованы удобные пологие пандусы, соответствующие всем стандартам, во многих местах проложены тактильные дорожки и т. д.
В целом, отмечает Али Аманбаев, городская среда хоть и очень медленно, но все же становится более дружественной к людям с особыми потребностями. Но все же о том, чтобы любой человек на инвалидной коляске или незрячий мог свободно, без посторонней помощи передвигаться по городу и комфортно себя чувствовать в любом жилом или административном здании, пока не может быть и речи.
- К сожалению, на государственном уровне нет контроля, - полагает Аманбаев. - Если бы контролировалось, то все объекты, которые сдавались, были бы доступны. Есть статья 25 закона о социальной защите инвалидов, по которой любой объект должен приниматься представителями управления занятости и социальных программ и общественной организации инвалидов. Но, к сожалению, в Алматы эта норма почти не действует. Органы архитектуры почему-то нас не приглашают, мотивирую это тем, что внесены изменения в закон об архитектуре, по которым только три органа принимают объекты. Мы не говорим, что мы должны подписывать документы. Но вы, прежде чем принимать здание, пройдите с нами. Поднялся я на коляске - идем дальше, туалетом воспользовался - идем дальше и т. д. Или человек, который имеет ограничения по зрению: прошелся спокойно, навигация есть - пожалуйста. Это же несложно. Но, видимо, кое-кто не хочет, чтобы его грехи выплыли наружу.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть