За кредитом - с чистой совестью - 2
Долги алматинцев перед КСК могут лишить их возможности получить банковский заем
(Окончание. Начало в номере от 12.5.2018 г.)
Вкратце напомним содержание нашей первой серии: управление жилья и жилищной инспекции (УЖиЖИ) Алматы намерено с помощью Первого кредитного бюро (ПКБ) кардинально решить ставшую хронической проблему долгов владельцев квартир в многоэтажках перед управляющими компаниями, КСК и подобными жилищно-сервисными структурами (не путать с долгами за коммунальные услуги!). Суть нововведения в том, что информация о задолженности собственника жилья не только становится известна ПКБ, но и размещается на сайте УЖиЖИ, и в таком случае он вряд ли сможет оформить кредит в комбанке, что для многих наших граждан, уже привыкших жить в долг, становится большим жизненным препятствием. Что об этом нововведении думают эксперты “Времени”?
Председатель Алматинской ассоциации председателей КСК Болат ДИНИСТАНОВ, как ни странно, не в восторге от нововведения:
- Конечно, с должниками бороться нужно, но нельзя нарушать их права как потребителей. У нас отрегулирована процедура взимания долгов только через суд. Управление жилья и жилищной инспекции может договариваться с кем угодно, но ведь оно не является органом, напрямую контролирующим деятельность КСК, потому что КСК независимое от него юридическое лицо. В таком случае ПКБ должно заключать договор с каждым кооперативом, и с какого боку тут управление жилья - мне непонятно.
Тут еще много других нюансов, - продолжает Динистанов. - Многие собственники жилья готовы платить целевые. Но если управдом ничего не делает из того, что ему полагается, за что тогда платить? Не следит за порядком в доме, не проводит текущий ремонт сетей и т. д. А если потребитель не пользуется услугой, не получил ее, то он и не обязан за нее платить, об этом сказано в законе о защите прав потребителей. А ведь нерадивые управдомы могут ситуацию представить совсем в другом ракурсе, выгодном им, вывернуть все наизнанку. И крайними тогда окажутся жильцы.
Председатель ПК “Ќуаныш мекенi” Толеутай ЖАББАРОВ считает, что под дамоклов меч следует подставлять только тех, чей долг превышает 100 000 тенге, ведь долг в 20 000-40 000 может быть следствием временных трудностей.
- Сама идея, конечно, хорошая, она давно практикуется в России. Но вот что интересно: основные должники с большими суммами - это, как правило, предприниматели и крупные чиновники. У меня в кооперативе 12 неплательщиков, и все они бизнесмены, долги каждого из них зашкаливают за полмиллиона тенге! А, как известно, богатые редко берут кредиты, и потому для них такая мера с кредитными историями не будет действенной. Зато могла бы подействовать другая мера - ограничение на выезд из страны, как в случаях с алиментщиками.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
От редакции Проект УЖиЖИ и ПКБ, на наш взгляд, довольно интересный, но нуждается в доработке. Надеемся, что на него обратят внимание разработчики корректировок закона о жилищных отношениях. Над изменениями этого архиважного документа сейчас корпят и в правительстве, и в парламенте. Кстати, заметим: по данным ПКБ, 7 млн. наших сограждан из 9 млн. экономически активного населения имеют кредитные истории! И чтобы расставить все точки над “i” на данный момент, должны подчеркнуть: УЖиЖИ и ПКБ заключили пока только меморандум, а такой документ не является нормативно-правовым актом, его исполнение (или неисполнение) не влечет юридических последствий. Мы будем держать в курсе наших читателей.
Кстати
В стране с 2010 года практикуется механизм взыскания долгов граждан за коммунальные услуги поставляющим их компаниям (тепло-, водо-, электроснабжение и т. д.): по решению суда на собственность должника налагаются аресты. Они могут касаться его расчетных счетов, движимого (авто-, мототранспорт, бытовая техника и т. д.) и недвижимого имущества (квартиры, дома, нежилые помещения, земельные участки, гаражи и т. д.).
В случае неисполнения решения суда могут быть инициированы следующие меры:
- проведение торгов по реализации движимого и недвижимого имущества должника;
- удержание денежных средств из заработной платы или пенсионных выплат должника;
- выставление инкассовых распоряжений на расчетные счета потребителей-должников;
- наложение запрета на выезд за пределы страны.
Но следует иметь в виду, что взыскать с потребителя долги за комуслуги профильные компании могут согласно законодательству только за последние три года, а по долгам жильцов многоэтажек по целевым взносам (т. е. текущие расходы управдомов на содержание общедомового имущества) срока исковой давности нет.
Между тем в управлении жилья и жилищной инспекции Алматы нет точных данных о том, сколько всего собственников квартир задолжали перед КСК. Есть лишь приблизительная цифра: по словам руководителя этого управления Ануара УСКЕНБАЕВА, сегодня не более 30 процентов владельцев жилья в многоэтажках оплачивают текущие расходы на обслуживание дома.