Несладкий рейс
Кто должен тягать груз дальнобойщиков в целях пограничного контроля?
Предприниматель Михаил СОРОКИН (на снимке), наладивший бойкий экспорт казахстанских кондитерских изделий в РФ, при очередном пересечении госграницы отказался выполнить требования пограничников выгрузить из своей машины часть груза - и теперь ему угрожает выдворение из республики.
У Михаила Сорокина с Казахстаном связано очень многое: он здесь родился и вырос, здесь живут его престарелые родители. Переехав в российский Челябинск, Михаил связей с родиной не прервал. Наоборот! Его небольшой бизнес полностью завязан на продукции казахстанских кондитеров, которая в России пользуется спросом. На своем грузовом микроавтобусе Сорокин несколько лет кряду возил в соседнюю страну по 3,5 тонны сладкого груза за раз (это, согласитесь, не так уж мало, учитывая вечную напряженку наших производителей с рынками сбыта). Но теперь уже не возит, а скоро может потерять даже право навестить здесь своих родных.
Вот как представил историю с Михаилом на казахстанско-российской границе костанайским журналистам замначальника пограничного пункта пропуска “Кайрак автомобильный” Бахрам ДАРАЕВ:
- Мужчина отказался показать груз. Административный Карабалыкский райсуд вынес постановление о его аресте на двое суток, также мужчина был выдворен из РК.
Однако “выдворенный” Сорокин до вступления судебного акта в силу пока еще находится на казахстанской земле. В интервью “Времени” он поведал свою версию событий, начавшихся 19 мая.
По словам предпринимателя, за годы работы и постоянных перемещений из Казахстана в Россию и обратно его на границе уже “выучили”, узнают в лицо, а проблем с контролерами никогда не возникало. Но в этот раз при выезде из республики заминка в ходе досмотра транспорта после паспортного контроля все же случилась.
- Как обычно, я открываю двери салона и багажника своего грузовичка по требованию пограничника, и он вдруг заявляет: “Надо делать проход, выгружайте товар”, - вспоминает Михаил.
“Сделать проход” - это значит образовать свободное место в середине груза, чтобы туда смог пройти пограничник с собакой и определить, нет ли среди перемещаемого груза запрещенки. Пограничники предложили сделать это Михаилу самостоятельно.
- У нас, говорят, нет права прикасаться к вашему товару, поэтому делайте все сами, - продолжает Сорокин. - А мне выгрузить из машины почти треть всех ящиков (то есть тонну!), а затем снова загрузить просто не по силам, загнусь. Дело в том, что у меня давно сорвана спина, я постоянно лечусь.
В общем, предприниматель отказался разгружаться. И нашла коса на камень. Попытки найти компромисс успехом не увенчались.
- Я им предлагаю: мол, отправьте мою машину на досмотровый рентген-комплекс, там уж точно ничего не утаишь. А мне отвечают: “Он не работает!” Объясняю: нет такого закона, чтобы водителя заставлять таскать тяжести, а мне толкуют про невыполнение законных требований военнослужащих! Позже вроде бы договорились, я вытащил несколько ящиков, но начальника смены это не устроило…
В результате в отношении Сорокина был составлен протокол, и Михаила отправили в суд, который арестовал его на двое суток (за вычетом шести часов, что он провел в разборках с пограничниками) по статье 516 КоАП и предписал выдворить из Казахстана.
- Сказать, что я испытал шок, услышав такое решение, это ничто! - возмущается Михаил. - Мне ведь даже не дали предоставить доказательства моей болезни - все справки у меня дома, в Челябинске. По какой причине мои аргументы не принимаются в расчет?
Между тем на сайте казахстанской погранслужбы можно найти пояснение главы ПС КНБ Дархана ДИЛЬМАНОВА (на снимке) о правомерности требований своих подчиненных, которые заставляют дальнобойщиков делать проходы в перевозимом грузе.
“Законодательно на перевозчика либо владельца груза обязанности по разгрузке и погрузке для проведения досмотра перевозимого груза в рамках пограничного контроля не возложены”, - указывает начальник. Но после добавляет: “Вместе с тем в соответствии со сложившейся практикой, в целях обеспечения сохранности груза, недопущения его повреждений погрузочно-разгрузочные работы в ходе досмотра проводятся владельцами груза или транспортными организациями (перевозчиками)”.
Как видим, ситуация из разряда “бабушка надвое сказала”. Закон вроде как на стороне перевозчика груза, но все, понятное дело, решает суд после того, как взвесит все за и против. Но с какой стороны ни посмотреть, подобные ситуации все-таки нуждаются в некой однозначно читаемой, четко регламентированной унификации правил прохождения пограничного контроля.
А о том, чем закончится невеселое приключение Михаила Сорокина, мы сообщим нашим читателям в одном из ближайших выпусков “Времени”.
Стас КИСЕЛЁВ,фото автораи с интернет-ресурсов, Костанай