Пегас для Архимеда
Костанайщина - край, где реальностью становятся мифы. Причем самые настоящие - древнегреческие. А деньги, выделенные на конкретные госпрограммы, приносят большей частью мифические результаты. За последние шесть лет на воплощение программы ФИИР в области выделено немало (даже с учетом всех недавних девальвационных напастей) - 120 миллиардов тенге. Что сделано на эти солидные деньги? И почему местные чиновники, регулярно сталкиваясь с нехваткой средств на латание тришкина кафтана местной социальной сферы, находят-таки бюджетные миллиарды, когда речь заходит об архитектурных излишествах вроде того, что в скором времени может появиться на реконструируемом мосту через реку Тобол?
Кто-то чрезвычайно креативно мыслящий задумал там скульптурный ансамбль из четырех бронзовых мифологических коней. Конкурс на лучший эскиз будущей квадриги объявлен, срок исполнения - 70 дней после подписания договора. Впрочем, его еще предстоит подписать - не ясно только с кем. С трудом верится, что найдется подрядчик, у которого в загашнике есть готовые фигуры, да еще и с гранитными постаментами. Что ни говори, а провести столь масштабные работы (высота каждой из четырех частей скульптурной группы должна быть не менее 6,2 метра) менее чем за два с половиной месяца по силам только волшебнику. Впрочем, желающие попытаться наверняка найдутся. Ведь заказчик - костанайский отдел ЖКХ - обещает щедро оплатить труды: сумма конкурса определена в 86,1 млн. тенге - почти по 22 “лимона” за коня!
Навскидку возникает несколько вопросов.
Что же это будет за шедевр городского зодчества? И почему условиями конкурса предписано назвать его “Пегасом”? Что потерял мифологический крылатый конь на мосту через Тобол?
Казалось бы, назовите “Тулпаром” - и взятки гладки. Ведь зверь - почти что тот же самый конь с крыльями. И что немаловажно - в этом случае никто не оспорит наличие казахстанского содержания уже в самом названии. Но местные чиновники уперлись: желают они у себя видеть древнегреческого Пегаса - и все тут! Почему? Самой правдоподобной (при всей ее смелости) выглядит такая версия: название “Пегас”, потому что акима зовут Архимедом.
Сразу оговоримся: рулевой Костанайщины Архимед Мухамбетов здесь вряд ли при делах. Скорее всего, его свита горит желанием ублажить шефа.
Тем более что предшественники г-на Мухамбетова немало сделали для украшения областного центра высокохудожественными изваяниями. Спрашивается: чем он хуже?
Признаюсь: я неизменно вздрагиваю и чертыхаюсь, проезжая мимо нескольких костанайских зданий, бесстыдно демонстрирующих свою “древнегреческость”. Их фасады украшены атлантами (на снимке) и (судя по первичным половым признакам) кариатидами. Фигуры обильно выкрашены бронзовой краской, а их набедренные повязки - серебрянкой. В общем, бездна вкуса.
Нынешнему главе области, судя по всему, тоже не чуждо чувство прекрасного. Инспектируя улицы Костаная, он регулярно требует от предпринимателей то не понравившиеся ему флажки с фасада убрать, то заменить облицовку. Под огонь его архитектурно-эстетической критики попало уже несколько зданий местных бизнесменов. А вот дома с атлантами, видать, сам Зевс уберег. Так же, как и главный вход в Костанайский госуниверситет, охраняемый восхитительно уродливыми крылатыми кошками…
…Но вернемся к тому, с чего начали - к средствам, выделяемым по программе ФИИР. На что они тратятся?
Взять ТОО “ЕвразКаспианСталь”, которому нужна не только реструктуризация долгов, но и конвертация в тенге существующих долларовых обязательств перед Банком развития Казахстана (БРК) по льготному курсу. Между прочим, один из крупных акционеров завода - российский олигарх Роман АБРАМОВИЧ. Не бедным людям помогаем! Завод был построен за счет средств БРК, который получил в этом году 65 млрд. пенсионных денег на работу с ранее выданными займами.
Особняком стоит Комсомольская птицефабрика - многострадальная “птичка”, о незавидной судьбе которой наша газета писала множество раз. О том, что предприятие не работает, а выделенные на него 3,5 миллиарда тенге пошли не впрок, мы сообщали в то время, когда местные чиновники рапортовали на самый верх об успешном запуске производства. И вот теперь, несколько лет спустя, областные власти выбили для этого перманентно дохлого объекта еще 3 миллиарда тенге! И обещают: теперь-то “птичка” уж точно заработает - причем в текущем году. Что ж, их слова да богу в уши. Вот только при таких инвестициях тамошние куры должны нести золотые яйца, а мясо бройлеров - красоваться на витринах Парижа и Нью-Йорка. Не говоря уже о местных магазинах...
Разумеется, мы далеки от мысли, что индустриализацию области спасут жалкие 86 бюджетных “лямов”, выделенных на тех самых четырех “пегасов”. На “КаспианСталь” Абрамовича, конечно, не хватит. А вот на более “низкие” цели, например, на школу для одаренных детей “Озат”, не прошедшую нынче переаттестацию из-за банального отсутствия своего помещения, - с лихвой”.
Между тем в бюджете на “Озат” денег не нашлось. В фиировской госпрограмме, естественно, тоже - объект-то “нецелевой”! Так почему бы не пособить школе деньгами, выделенными на “корм” мифическим четырем коням? Глядишь, выучатся в стенах “Озата” даровитые детки из отдаленных аулов да найдут возможность сказку сделать былью!
...Не так давно Архимед Бегежанович, прогуливаясь со свитой в свежеразбитом костанайском скверике, остановился возле очередного новодела - камня с изображением горного козла.
- Бедновато смотрится, - вынес вердикт глава области.
Сопровождающие согласно закивали головой. Кто теперь “ответит за козла” и, главное, сколько денег из местной казны уйдет на его переделку, каковую, чтобы ублажить шефа, вполне могут затеять?
Зато уж про “пегасов квартет” никто не скажет “бедновато”. Даже высокие столичные визитеры, случись им приехать в Костанай, чтобы оценить реализацию программы ФИИР, восхищенно зацокают языками. А если у кого-то из них возникнет резонный вопрос: “Почему “Пегас?”, то у принимающей стороны будет готов симметричный ответ: “Потому что Архимед!”
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай