“Корочки” для галочки
В потоке теперь уже завершившейся избирательной кампании как-то затерялся целый ворох интересных событий и заявлений, произошедших и прозвучавших на минувшей неделе. Некоторые из них могут оказаться с далеко идущими последствиями, поэтому мы и решили о них написать. Как говорится, лучше перебдеть, чем недооценить.
В Казахстане вслед за российскими потянутся вверх розничные цены на бензин, сообщил намедни председатель правления нацкомпании “КазМунайГаз” Сауат МЫНБАЕВ (на снимке).
- Если говорить, каковы тенденции на рынке России, то вы знаете, что там был повышен акцизный сбор. Понятное дело, повышение акцизного сбора в России вообще-то ведет к повышению уровня розничных цен. И среди прочего это может сказаться на уровне розничных цен и на некотором его повышении в Казахстане, - пояснил
С. Мынбаев, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций (СЦК) в Астане, резонно напомнив, что с соседним государством после создания ЕАЭС у нас совершенно открытые границы.
- Этот (российский. - Ред.) бензин завозится на наш рынок, наши акцизы не менялись. Казалось бы, уровень цен будет оставаться прежним, прямой увязки нет... Поэтому я говорю, что влияние опосредованное, косвенное может быть. Вместе с тем значительного влияния не ожидаем. Повторяю, почему упоминаю уровень цен на российском рынке: все-таки этот рынок в разы больше, чем рынок Казахстана. Понятое дело - влияние уровня цен при открытых границах неизбежно”, - добавил глава КМГ.
Другая довольно неожиданная новость пришла из столичной администрации: внук президента Казахстана, сын вице-премьера Дариги НАЗАРБАЕВОЙ Нурали АЛИЕВ (на снимке) по собственному желанию покинул пост заместителя акима Астаны.
“Много лет я посвящал себя бизнесу. Возможность изучать и развивать новые финансовые ниши, раскрывать экономический потенциал компаний - это то, что действительно мне по душе. Поэтому я покинул пост заместителя акима Астаны и теперь буду заниматься своим любимым делом в бизнес-среде”, - пояснил Н. Алиев свой уход с госслужбы в интервью Tengrinews.
30-летний Нурали Алиев был назначен на должность заместителя акима столицы в декабре 2014 года. До этого руководил работой компании “Транстелеком”, работал зампредседателя правления АО “Банк развития Казахстана”, занимал должности первого заместителя, председателя правления и совета директоров АО “Нурбанк”.
И наверняка многим запомнится очередное заявление министра образования и науки Ерлана САГАДИЕВА (на снимке). На этот раз его спич был посвящен повторной сдаче ЕНТ выпускниками школ и поглощающему всех и вся охвату высшим образованием.
“Мы понимаем, что при сдаче ЕНТ перед выпускниками стоят судьбоносные задачи: это не только получение диплома, но и поступление в вузы, “Алтын белгі” и гранты. Мы также понимаем, что у кого-то центр сдачи тестирования находится возле дома, а кому-то приходится ехать 200 км, чтобы сдать тест. У молодых людей всегда должен быть второй шанс”, - обосновал его необходимость, сославшись на мировой опыт, глава Минобра, отметив, что такая возможность будет предоставляться начиная уже с этого года.
Однако, как можно судить из сказанного министром, повторная сдача ЕНТ грозит (или светит -
кому как удобно) не всем: она “будет предоставлена на платной основе тем, кто недобрал пороговый уровень”. “Тем самым им будет дан шанс получения высшего образования на платной основе”, - резюмировал г-н Сагадиев, добавив, что в этом году МОН хочет дать возможность поступить в отечественные вузы и большему количеству выпускников колледжей.
Вообще, если проанализировать заявление министра, то МОН беспокоят два обстоятельства: утечка мозгов и снижающийся уровень образованности, если не сказать грамотности, молодых казахстанцев.
По данным МОН, количество выпускников школ, не сдающих ЕНТ, ежегодно растет. В 2015 году таковых было порядка 46 000 человек, и это очень много, полагают в образовательном ведомстве: “За пределами высшего образования остается около 100 000 вчерашних школьников, из них 25 000 не поступают ни в вуз, ни в колледж. Это не может не вызывать тревоги”.
Вместе с тем министерство серьезно беспокоит то обстоятельство, что многие вчерашние казахстанские школьники едут набираться новых знаний в Россию, Китай и другие страны. “В 2015 году в России училось почти 39 тысяч казахстанцев. Выпускники школ, не набрав на ЕНТ одного или нескольких баллов, поступают на платной основе в зарубежные вузы, инвестируя высшее образование других стран”, - говорится в заявлении.
Под следующими словами министра может не подписаться разве что неуч: “В целом, как и другие страны, мы должны стремиться к высокообразованному обществу. За последние 40 лет количество студентов в мире увеличилось в шесть раз. Ежегодно в вузы поступает по всему миру более 150 млн. человек. За последние десять лет этот показатель увеличился на 50 процентов. В США принята инициатива президента ОБАМЫ по увеличению населения с высшим образованием с 40 до 60 процентов к 2020 г.”.
А вот следующий пассаж г-на Сагадиева полон противоречий: “Мы понимаем, что, возможно, не все выпускники вузов в дальнейшем будут трудоустроены... Привязывать высшее образование к количеству рабочих мест в обществе справедливо только с точки зрения государственного финансирования... Вопросы образования не должны быть напрямую связаны с обязательным трудоустройством. Масштабная безработица в результате глобальных экономических потрясений ни в одной стране не должна вызывать массовую безграмотность. Казахстану предстоит обеспечить рост малого и среднего бизнеса, соответственно, мы понимаем, что из 100 выпускников вузов 4-5 обеспечивают рабочие места остальным. Сокращение высшего образования, соответственно, приведет к сокращению рабочих мест”.
Безусловно, любое общество заинтересовано в высокообразованном подрастающем поколении. И в идеале понятия “безработица” и “безграмотность” абсолютно различны. Но в наших реалиях одно вытекает из другого: малообеспеченные и уж тем более безработные семьи в подавляющем большинстве не могут предоставить своим детям требуемых условий для учебы и образования. С другой стороны, наличие у молодого человека корочки об окончании вуза еще не есть свидетельство его образованности. Это ли не знать нашему министру? Вряд ли. Тогда зачем плодить специалистов с “вышкой”, если у них не будет условий для трудоустройства? Нам казалось, что период бездумного вузовского бума, который мы пережили в безумные 90-е, безвозвратно истек. Неужели ошибались?
И вот тут мы подходим к самому главному: по большому счету, дело не в том, на каком этапе ты закончил процесс учебы: после школы, колледжа или вуза, важно качество твоих знаний и навыков, будь ты сантехник или ученый. А вот с этим в наших палестинах большие проблемы, включая организацию ЕНТ. Вот и текут мозги за бугор.
Новости мониторил Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото с интернет-ресурсов, Алматы