Легко в теории - тяжело на практике
3 марта близ Алматы начала свою работу международная конференция “Модернизация процессуального законодательства - гарантия эффективности правосудия и правоохранительной деятельности”, которую глава офиса программ ОБСЕ Дьердь САБО окрестил “судебным Давосом”.
Размах конференции и впрямь серьезный - в ней приняли участие представители Верховного суда, областных и городских судов, Конституционного совета, Генеральной прокуратуры, КНБ, МВД, Министерства юстиции, Министерства по делам госслужбы, различных международных организаций и казахстанских НПО, юридических вузов. Было много иностранных гостей из России, Украины, Белоруссии, Литвы, Германии, Мальты, Польши, Италии и т. д. В течение трех дней, пока будет идти конференция, ее участники обсудят многие вопросы модернизации уголовного и гражданско-процессуального законодательства и выработают свои рекомендации по совершенствованию правовой системы Казахстана.
- С прошлого года в Казахстане введены в действие новые Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы, - говорит председатель Верховного суда Кайрат МАМИ (на снимке). - В соответствии с этими кодексами уголовное законодательство существенно гуманизировано, в результате чего численность тюремного населения резко снижена. Что касается гражданско-процессуального законодательства, то новый Гражданско-процессуальный кодекс введен с 1 января 2016 года. Он тоже очень прогрессивный и отвечает многим международным стандартам. Существенно расширены возможности окончания дела примирением сторон, очень много изменений внесено в плане применения альтернативных способов рассмотрения дел. Сегодня мы обсудили - и многие международные эксперты это отметили - прогрессивность новой трехступенчатой системы судопроизводства. И это является реальным доказательством того, что поручения главы государства по модернизации судебной системы, объявленные в Плане нации “100 конкретных шагов”, уже успешно работают.
Однако, несмотря на успешную модернизацию законодательства, многие правовые нормы все еще нуждаются в доработке, считает заместитель генерального прокурора Жакип АСАНОВ. Объясняя свою точку зрения, он поднял актуальную для многих казахстанцев тему различных махинаций с недвижимостью, приведя несколько примеров из жизни. Вот один из случаев: две женщины обманным путем продали некоему мужчине дом, который тот позже перепродал другой женщине. Мошенниц осудили, а дом вернули первому хозяину. А покупательница с мужем, маленькими детьми и престарелыми родителями - всего 11 человек - остались на улице с огромным кредитом на шее.
- Все эти люди остались и без денег, и без жилья, - сказал Жакип Асанов. - Судьи и рады бы защитить их, но должны следовать букве закона. Это сильно бьет по авторитету суда. С одной стороны, закон защищает права первых владельцев. Это правильно. Но почему мы абсолютно не думаем о добросовестных покупателях? Они ведь тоже частные собственники и стали ими, следуя всем правилам, которое предписало государство. Договоры проверяли и нотариусы, и ЦОНы. Здесь налицо недостатки государственного регулирования. В этих примерах явно видно, что механизм проверки чистоты сделок не доведен до ума. Таких лазеек в наших законах немало, и ими ловко пользуются мошенники. Поэтому мы должны промониторить правовую базу, чтобы найти и устранить нормы, провоцирующие разного рода махинации и очевидную несправедливость.
При этом, по словам Жакипа Асанова, нужно работать не только с законодательством, но и с гражданами.
- Важно убедить наших граждан, что без элементарных правовых знаний никак нельзя в нашем мире, - уверен заместитель генпрокурора. - Нужен правовой всеобуч, чтобы научить людей каким-то базовым вещам и предостеречь их от очевидных ошибок. Без таких мер добиться доверия к правосудию будет крайне сложно.
Между тем эффективность правовой системы, по словам профессора Каспийского университета Анатолия ДИДЕНКО, зависит не только от законодательства, но и от правоприменительной практики. Однако в Казахстане в силу менталитета и национальных особенностей нередко предпочтение отдается не букве закона, а авторитету отдельных лиц и традициям.
- Увы, мы часто руководствуемся “своими” правилами, далекими от закона, - говорит Анатолий Диденко. - Поэтому задача суда сейчас, вопреки сложившимся, но неприемлемым сегодня традициям и психологии преклонения перед авторитетами, в частности, исполнительной власти, утверждать верховенство закона. Это, конечно, сверхсложная задача.
О том, что правоприменительная практика у нас частенько хромает, говорила и президент международного фонда защиты свободы слова “Ѕдiл сљз” Тамара КАЛЕЕВА, которую как представителя журналистского сообщества в первую очередь интересовал принцип гласности. Правозащитница отметила, что с принятием новых кодексов у нас произошел настоящий прорыв в этой области: к примеру, нормы Гражданско-процессуального кодекса теперь позволяют не только фиксировать ход судебного заседания с помощью цифровых носителей, но и вести прямую трансляцию в Интернете.
Но несмотря на то, что в законодательстве одному из основополагающих принципов правосудия уделяется так много внимания, на деле те же суды нередко ограничивают доступ представителей СМИ на судебные заседания - даже проходящие в открытом режиме. Говоря об этом, Тамара Калеева рассказала о случае недельной давности, когда на открытый процесс по резонансному делу в одном из районных судов Алматы журналистов пропускали по неизвестно кем составленным спискам, что противоречит как Уголовно-процессуальному кодексу, так и нормативному постановлению Верховного суда.
- У барьера стоят два богатыря в форме вневедомственной охраны, - сказала Тамара Калеева. - У них в руках бумажка, на которой шесть названий СМИ и фамилий журналистов - тех, кого можно допустить. Кто выбирал этих журналистов и эти СМИ? Почему остальным нельзя? Откуда такая избирательность? Намечался классический скандал, и понадобилось вмешательство сотрудников городского и Верховного судов, чтобы двери распахнулись и все желающие зашли в зал судебного заседания!
Под занавес своего выступления Тамара Калеева внесла несколько предложений по улучшению судопроизводства: синхронизировать с учетом специфики законодательные нормы гласности судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам и обновить в связи во вступившими в силу кодексами нормативные постановления Верховного суда. А самое главное - принять меры по повышению уровня знаний и неукоснительному соблюдению работниками судебной системы законодательных норм по обеспечению гласности судебного производства.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы