“Будущее” без будущего?
Несколько лет назад в Казахстане разразился скандал, связанный с выпускниками стипендии “Болашак”, отказывающимися отработать на благо Отечества положенный по условиям программы срок. Но, как выясняется сейчас, далеко не всегда болашаковцы увиливают от ответственности - порой от их услуг отказываются сами работодатели, несмотря на принятые на себя обязательства.
В 2013 году преподаватель Международной академии бизнеса (МАБ) Гульзада СЕРЖАН (на снимке) выиграла стипендию “Болашак” (название которой, кстати, переводится с казахского как “будущее”) и вместе с другими сотрудниками вуза отправилась на стажировку в Калифорнийский университет в Беркли. Предварительно каждый стипендиат заключил с академией и с АО “Центр международных программ” - оператором программы “Болашак” - трехсторонний договор, согласно которому работодатель обязан был обеспечить своим сотрудникам рабочие места после завершения стажировки. Кроме того, по условиям договора МАБ должна была проконтролировать, чтобы выпускники непрерывно отработали на государство положенные по условиям программы три года.
Вернувшись из-за океана, Гульзада и ее коллеги приступили к работе в родном вузе. Однако в конце июня 2015 года Сержан неожиданно вручили уведомление о... расторжении трудового договора по соглашению сторон! К документу было прикреплено дополнительное соглашение о том, что стороны пришли к общему знаменателю. Подписывать его Гульзада, по ее словам, отказалась и обратилась в отдел кадров вуза, где ей объяснили, что это, мол, простая формальность, и предложили прийти в конце августа, чтобы написать заявление о работе по совместительству.
Однако перед началом учебного года в отделе кадров Сержан заявили: учебных часов для нее в этом году нет. Она пыталась достучаться до руководства вуза (к тому времени, кстати, уже переименованного в Almaty Management University), но тщетно. В итоге чтобы забрать свою трудовую книжку, Гульзаде пришлось подписать то самое допсоглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон. Обращение в Центр международных программ ничего не дало, хотя эта организация направляла в университет письмо с просьбой соблюдать договорные обязательства.
Сержан вместе с коллегой, попавшей в аналогичную ситуацию, не оставалось ничего другого, кроме обращения в Бостандыкский райсуд Алматы с иском о признании незаконными и отмене приказов об их увольнении. Кроме того, истцы просили обязать Almaty Management University предоставить педагогическую нагрузку на 2015-2016 учебный год для отработки срока, предусмотренного трехсторонним договором, а также выплатить компенсацию за время вынужденного прогула и взыскать с вуза сумму ущерба за моральный вред. Однако суд отказал болашаковцам в удовлетворении их исковых требований, сочтя увольнение законным.
Коллега Гульзады, по ее словам, сумела прийти к консенсусу с руководством вуза и была принята на работу - как и еще один болашаковский стипендиат, работавший в Almaty Management University. А Сержан, которая была вынуждена пойти работать в один из алматинских лицеев, и еще один ее товарищ по несчастью продолжают судиться. Их можно понять, поскольку на кону не только их профессиональная состоятельность, но и немалые деньги. Ведь если им не удастся доказать свою правоту, то придется вернуть государству потраченные на стажировку средства, да еще и заплатить штраф - 10 процентов от этой суммы.
- Мне в университете намекнули: мол, другие перед ректором извинились, сказали, что это была их вина, - рассказала Гульзада Сержан нашему корреспонденту. - Но что это вообще за отношение? Почему я должна извиняться? Я понимаю, что университет сейчас испытывает сложности, потому что на нашу специальность “Информационные системы” не набрали студентов в этом учебном году. Ну давайте я извинюсь за это, а заодно за девальвацию, за то, что мало детей родилось в конце 1990-х годов, из-за чего сейчас абитуриентов не хватает!
- Вы в курсе, какую сумму вам придется выплатить, если не удастся отработать положенные три года?
- Нет. Знаю только, что за языковые курсы, длившиеся полгода, ежемесячно платили 2000 долларов. Авиабилеты стоили больше 1000 долларов. Так что сумма немаленькая...
В процессе подготовки этого материала мы в минувший четверг направили официальные запросы в Almaty Management University и Центр международных программ с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Однако вчера к моменту сдачи этого номера газеты в печать ответы на свои вопросы мы не получили.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
От редакции По словам Гульзады и юриста, представляющего ее интересы, они сейчас готовятся подать в суд новый иск. Мы будем следить за развитием ситуации и обязательно расскажем читателям о том, чем закончится эта история. Ведь в конечном итоге болашаковцев отправляли учиться за счет бюджета, то есть за наш с вами счет.