А следствие погрузилось в ЦОН...
Всем сестрам по серьгам досталось в суде по делу о мошенничестве в Кызылжарском ЦОНе Северо-Казахстанской области. Вместе с обвинительным приговором подсудимому Фемида вынесла частное постановление в отношении следствия. Впереди новые уголовные дела.
Заурядное на первый взгляд дело рядового сотрудника местного ЦОНа затронуло интересы немалого числа должностных лиц и сделало достоянием общественности близкие и, судя по всему, долгие партнерские отношения сотрудников районного ЦОНа, отделения “Казпочты” и миграционной полиции.
А все началось с того, что в бюджете недосчитались почти двух миллионов тенге госпошлин за паспорта и удостоверения личности. Причем граждане деньги в кассы “Казпочты” платили, с квитанциями об уплате шли в миграционную полицию. И там паспорта им без проблем выдавали.
На вопрос, почему деньги из почтовых касс не попали в госказну, следствие ответило однозначно: во всем виноват сотрудник ЦОНа Арслан КАЙРОШ (на снимке). Он уговорил кассиров отдавать эти деньги ему. С таким заключением следствия дело было передано в суд.
А там пинкертонов взгрели по полной из-за, скажем так, слабой подкованности сотрудников облдепартамента государственных доходов, которые позволили себе немало “нарушений требований уголовно-процессуального законодательства при производстве досудебного расследования”. По иронии судьбы районное управление госдоходов выступало по этому делу еще и потерпевшей стороной. Однако составить исковое заявление как следует оказалось не в состоянии! Как сказано в частном постановлении председателя Кызылжарского райсуда Ербара КАЛИЕВА, в иске не указаны “ответчик, суть нарушения, какими доказательствами они подтверждаются и т. д.”.
Впрочем, главный укор следствию - это даже не указанные в частном постановлении судьи нарушения. Как оказалось, при внимательном рассмотрении дело можно начинать расследовать сначала!
Три кассира “Казпочты”, сотрудница миграционной полиции и работница ЦОНа в начале расследования тоже были признаны подозреваемыми. Некоторые из них даже давали признательные показания. Но потом вдруг передумали. И каким-то образом благополучно из подозреваемых превратились в свидетелей со стороны обвинения. На скамью подсудимых отправился лишь один Арслан Кайрош.
Но, выслушав всех, судья не признал в их речах никакой логики. Ведь следствие не озаботилось даже тем, чтобы хоть как-то объяснить, почему деньги в бюджет не поступали и тогда, когда Кайрош был на больничном или в отпуске. Потому суд вынес частное постановление “для проверки показаний вышеупомянутых свидетелей, рассмотрения вопроса о возможном совершении другими лицами общественно опасного деяния по совершению хищения государственного имущества, а именно ДАУЛЕТБАЕВОЙ М., АБИШЕВОЙ Р., КУЗУРМАН А., БУСЫГИНОЙ Е., ДУДНИКОВОЙ А.”.
Кстати, этого дела вообще могло не быть, если бы не банальная ссора с потасовкой двух сотрудников ЦОНа. Талгат БАЛТАБАЕВ пригрозил Арслану Кайрошу “серьезными неприятностями”: мол, есть у него в прокуратуре свои люди. И по удивительному совпадению в ЦОН тут же нагрянула прокурорская проверка!
Правда, как и многие другие, Талгат Балтабаев повторить в суде данные им в ходе следствия обвинительные показания против своего недруга почему-то не смог. То ли совесть проснулась, то ли побоялся запутаться. Но Фемида решила принять во внимание те первые, досудебные, показания Балтабаева. И поставила перед прокурором вопрос “о возможном наличии в действиях Т. Балтабаева признаков состава преступления, предусмотренного ст. 420 УК РК, дача заведомо ложных показаний”.
Ну а Арслана Кайроша суд все же признал виновным. Правда, вменил ему не всю сумму ущерба в два миллиона, а всего 150 тысяч тенге. Наказание - ограничение свободы сроком один год с конфискацией.
Так что это не точка, а, пожалуй, лишь первая глава следственного сериала. Куда девалась основная часть похищенной суммы, должны выяснить досудебные расследования по новым уголовным делам.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск