Тепловой удар
В этом году в стране должны перевернуть последнюю страницу масштабной программы по установке в многоквартирных домах общедомовых приборов учета тепла (ОПУ), к реализации которой правительство практически приступило в 2012 году. Но будет ли она завершена в реальности - большой вопрос!
Почему довольно внушительная армия собственников квартир торпедирует планы правительства по внедрению ОПУ, а многие согласившиеся хотят отказаться от уже установленных приборов? Применимы ли к ним какие-то меры воздействия и наказания? Мы попытались найти ответы на эти и другие вопросы, особо обострившиеся в период подготовки к отопительному сезону, в отдельно взятом населенном пункте - крупнейшем городе страны Алматы.
Видимо, предвосхищая грядущие проблемы с отоплением, с которыми потребители, увы, неизбежно сталкиваются в период каждого отопительного сезона, алматинская ассоциация КСК обратилась с открытым письмом к руководству страны, в Министерство юстиции, Генеральную прокуратуру и - что довольно неожиданно - в Конституционный совет с предложениями внести изменения в законодательство, регламентирующее деятельность естественных монополий, и о жилищных отношениях. Примечательно, что среди адресатов этого послания не оказалось парламента, который, заметим, собственно и является законодательным органом! Такая, знаете ли, красноречивая житейская оценка работы депутатского корпуса в преддверии электоральной кампании. Впрочем, сейчас не об этом.
Так вот, авторов письма беспокоит то, как обстоит дело с установками в многоквартирных домах тех самых ОПУ тепла и их обслуживанием.
Казалось бы, все проще пареной репы: ОПУ (неважно для учета чего - расхода воды, тепла, электроэнергии и т. д.) нужны для того, чтобы с учетом индивидуальных приборов учета (ИПУ), установленных сегодня в подавляющем большинстве квартир многоэтажных домов, свести к минимуму потери в предоставляемых комуслугах. Возникла разница между ОПУ и суммарными показаниями ИПУ - стало быть, нужно найти причину утечки воды и наказать виновных. Это в идеале. А на деле жильцы отказываются оплачивать чужие расходы, а сервисные компании, особо не вдаваясь в детали обстоятельств, все валят на КСК и жителей домов, те же в свою очередь - друг на друга. Если и находятся конкретные виновники потерь, добиться их наказания с нашими законами и правилами - дело долгое, хлопотное и потому почти невозможное. В результате крайними остаются добросовестные граждане. А им это надо? Вот и возникает конфликт интересов.
А уж манипуляции с ОПУ, который учитывает потребление не только горячей воды, но и тепла, для простых жильцов, не обремененных специфичными знаниями, видятся задачкой из высшей математики. Если расход воды еще можно как-то учесть, то как “поймать” нужную температуру общедомашней атмосферы и тем более уличить кого-то в ее перерасходе? Кроме того, квартировладельцы никак не могут взять в толк, почему именно они должны платить за установку и, главное, за обслуживание ОПУ - помимо того, что им по-прежнему придется платить за само тепло в батареях?
“Получилось, что ОПУ с модемами (прилагаемое к прибору передающее информационное устройство. - Авт.) принадлежат собственникам многоквартирных домов, а эксплуатирует их монополист (поставщик тепла. - Авт.). Снимает с них показания, делает расчеты для оплаты за тепло и горячую воду. Потребитель же должен просто слепо верить монополисту”, - указывает в своем письме “наверх” алматинская ассоциация КСК.
Всем известны потери - так называемый сброс воды из элеваторного узла в подвале - при подключении дома к теплу или в случае аварии системы отопления или горячего водоснабжения. Кто эти потери будет возмещать при установленном ОПУ? Ну конечно же, жильцы дома!
“Это то же самое, когда, к примеру, в магазине кто-то что-то украл и для покрытия украденного хозяин магазина вместо того, чтобы найти и наказать жулика, возмещает убытки путем продажи товара другим покупателям по завышенной цене”, - приводят любопытное сравнение авторы письма.
“Учитывая, что ОПУ с модемом используются только монополистом, следует, как и весы с кассовым аппаратом продавца товара, считать его собственностью. Следовательно, он (монополист) исключительно за свой счет должен сам их приобретать, устанавливать, обслуживать, поверять, ремонтировать и менять в случае выработки ресурса”, - полагают в ассоциации КСК.
Свои выводы авторы послания обосновывают опытом жителей 12-го микрорайона южной столицы. Потребителей возмущает то, что счета за тепло в одинаковых по размерам и площади квартирах одного дома, пусть и расположенных в разных подъездах, разнятся до нескольких сотен тенге! В ТОО “Алматинские тепловые сети” (“АлТС”, основной поставщик тепла и горячей воды в южной столице) им пояснили, что сумма платежа может возрасти по нескольким причинам: большие утечки или сброс горячей воды в отдельно взятой квартире, кто-то в доме ворует воду, пользуется ей безучетно, не предоставляя контролерам показатели ИПУ горячей воды. “А может, это нормативные и ненормативные потери поставщика услуг ТОО “АлТС”?” - в свою очередь задаются вопросом потребители.
Чтобы снять все эти сомнения и недоумения, мы обратились в “АлТС”.
- ОПУ ставится на каждый элеваторный узел в подвале домостроения. В одном доме их может быть несколько, - пояснил нам начальник сектора по ремонту и установке приборов учета ТОО “АлТС” Закиржан АХУНБАЕВ. - Например, в одном длинном многоподъездном доме в микрорайоне “Орбита” 11 элеваторных узлов. Показатели ОПУ, включая расходы на его приобретение, обслуживание, ремонт, распределяются между собственниками квартир, которые прикреплены к данному элеваторному узлу.
- А как насчет “технических ошибок”? Кто-то сбрасывает воду, кто-то ее ворует, и это количество почему-то распределяется на всех.
- Это не техническая ошибка, а фактическое потребление горячей воды целым домом, который и считает ОПУ, - непреклонен наш собеседник. - Для большей экономии жильцам нужно устанавливать ИПУ во всех без исключения квартирах. Ведь бывает и так, что в квартире прописан один человек, а живут все 20! Не имея индивидуальных приборов учета, они льют воду, сколько им хочется. Именно такие жильцы больше всего и противятся установке в доме ОПУ. Потому что на их плечи и ляжет разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарными показаниями ИПУ в других квартирах.
Если же исключительно во всех квартирах многоэтажки установлены ИПУ горячей воды, то дисбаланс между их показаниями и ОПУ будет распределен - цитируем - “пропорционально потреблению каждой квартиры”, уточнил в ответе на наш запрос Булат КУЛАТАЕВ, гендиректор ГКП “Холдинг Алматы жылу”, в состав которого входит ТОО “АлТС”. К сожалению, к моменту публикации этого материала нам в “АлТС” так и не представили наглядные примеры таких расчетов.
- Конечно, всякое может произойти. Если, например, из-за скачка электроэнергии модем ОПУ “не поймает” данные, то мы выезжаем и ремонтируем, потом следует перерасчет. Замечу, что в течение года после установки гарантийное обслуживание модема бесплатное. За дальнейшую эксплуатацию прибора и его ремонт платит уже потребитель, - завершил нашу беседу Закиржан Ахунбаев, не преминув пожаловаться на владельцев квартир и нерадивые КСК:
- Трубы текут, подвалы затоплены, света нет, мусор, блохи, крысы шастают. Председатели КСК нередко сами не хотят брать ответственность на себя и устранять выявленные нарушения в работе системы отопления, а потом отговаривают жильцов дома от ОПУ. Кстати, приборы мы устанавливаем только по заявке председателя КСК или инициативной группы жителей, самовольно приезжать и ставить счетчики никто не имеет права. А если элеваторный узел не готов, то потребители просто не получат акт готовности к отопительному сезону.
Однако инициатор письма - председатель городской ассоциации КСК Шамиль МЕНДЫГАЛИЕВ (на снимке) утверждает, что в 12-м микрорайоне, где он живет, ОПУ установили почти в каждом доме, не спрашивая мнения жильцов:
- На общем собрании жители высказались против счетчиков, но их все-таки установили!
Надеясь на то, что волеизъявление граждан действительно что-то решает, около 100 жителей домов № 18 и 18а 1-го микрорайона Алматы вопреки правительственным планам намерены отказаться от установки общедомовых приборов учета. Жительница 18-го дома Инна СОЛОВЬЕВА, более 20 лет возглавлявшая жилищно-строительный кооператив “Знамя”, заявляет: к ним постоянно приходят люди из акимата и требуют поставить приборы учета.
- Нам это невыгодно, а они на нас давят! Конечно, с ОПУ поначалу мы будем меньше платить за тепло, но это обманчивый ход. Счетчику требуются постоянное обслуживание, замена механизмов - у нас ведь вся техника легко ломается. А ремонт требует денег. Мы и без того с каждым годом за тепло и горячую воду платим больше и больше.
Руководитель отдела жилищной инспекции управления жилья акимата Алматы Саид КАЛИЕВ отвергает эти обвинения:
- Действительно, было задание до конца этого года установить ОПУ во всех домах, даже выделялись определенные деньги из бюджета. Но если не успеют оснастить, потребители будут платить за тепло как и раньше - больше на 30 процентов в сравнении с теми, у кого есть ОПУ. Я сам плачу по показаниям ОПУ. Было даже такое, что в прошлом году счетчик у нас сломался, посчитали без него, и за отопление вышло около 20 тысяч тенге. Позже счетчик починили, сделали перерасчет - и я заплатил всего 9 тысяч!
- Есть ли какие-то меры наказания тех, кто отказывается от установки ОПУ?
- Мер наказаний никаких нет, - последовал ответ.
Екатерина ТИХОНОВА, Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Вместо P.S. Безусловно, ассоциация КСК Алматы несколько запоздала со своим письмом - к концу этого года ОПУ должны быть установлены во всех многоэтажках не только Алматы, но и всей страны. Тем не менее специалистам и чиновникам, думается, стоит прислушаться к гласу народа - ведь реализация программы явно буксует.
Только цифры
В декабре 2013 года Национальная палата ЖКХ сообщала, что на тот момент в Казахстане насчитывалось 160 285 многоквартирных жилых домов (МЖД), которые находились в ведении 8788 органов управления. То есть на один орган управления приходилось в среднем 18-20 МЖД, или около 330 квартир примерно с 1000 жителями. По информации акимата Алматы, в прошлом году в казахстанском мегаполисе насчитывалось порядка 8 тыс. МЖД.
По данным ТОО “АлТС”, на сегодняшний день оснащенность многоквартирных домов Алматы ОПУ не превышает 53 процентов, необходимо установить еще около 3500 подобных приборов. ОПУ устанавливают не только “АлТС”, но и другие организации, имеющие соответствующую сертификацию и выигравшие тендеры.
По информации пресс-службы ТОО “АлТС”, с городским департаментом комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Миннацэкономики согласованы следующие тарифы на приобретение и установку в домах Алматы ОПУ (в зависимости от диаметра труб): 15 мм - 476 853 тенге, 20 мм - 479 505 тенге, 25 мм - 489 052 тенге, 32 мм - 507 940 тенге, 40 мм - 551 920 тенге. До конца этого года цены останутся прежними, во всяком случае пока об их повышении речи не было. В стоимость установки прибора входит стоимость самого оборудования с комплектующими материалами (грязевик, шаровые краны), GSM-модем, сварочно- и электромонтажные, а также пусконаладочные работы.
Сервисное обслуживание ОПУ необязательно, но обязательна поверка учета каждого прибора раз в четыре года, которая стоит 78 тысяч тенге. Если не требуется замена грязевика, то цена ниже на 18-25 тыс. тенге, если не нужна замена двух шаровых кранов, затраты уменьшаются на 31-33 тыс. тенге.
Комментарий в тему
Александр КАПЛАН, юрист:
- Если ассоциация КСК видит, что закон о естественных монополиях или “Правила использования тепловой энергии” ущемляют права граждан, она вправе обратиться в суд с обжалованием таких норм. Обращение в госорганы: в администрацию президента, Конституционный совет, в Минюст - вряд ли будет иметь какой-то результат, поскольку нашим законодательством (глава 28 “Производство по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов” Гражданско-процессуального кодекса) предусмотрен четкий порядок именно судебного оспаривания законодательного акта.
Что же касается наказания собственников квартир, отказывающихся устанавливать ОПУ, то тут возможно применение п. 1 ст. 144 Административного кодекса: незаконное использование тепловой энергии влечет штраф физических лиц в размере 50 МРП, должностных лиц - в размере 100, субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций - 150, субъектов среднего предпринимательства - 200, субъектов крупного предпринимательства - в размере 500 МРП (1 МРП в этом году равен 1982 тенге. - Авт.).