2000

Иди и спаси!

На полигоне МЧС в урочище Тамгалы-Тас спасатели стран-участниц ОДКБ ликвидировали последствия аварий на химических объектах. В течение двух дней экстренные службы Казахстана, России, Белоруссии, Таджикистана и Киргизии проводили аварийно-спасательные работы в условиях, приближенных к реальным чрезвычайным ситуациям.

Тишину разрывают сирены пожарных машин и “скорой помощи”.
По легенде учений на химичес­ки опасных объектах Алматы и Алматинской области произошли взрывы, которые повлекли выброс аммиака. Образовались обширные зоны заражения.
- В реальной чрезвычайной ситуации минимизация поражения зависит от профессиональных и слаженных действий всех служб, принимающих участие в ликвидации аварии, - считает вице-министр МЧС РК Валерий ПЕТРОВ (на снимке). - Думаю, каждая команда сделала свои выводы о том, как она сработала в этой ситуации. Хотелось бы отметить, что в этом году участники прибыли своим ходом. Теперь они знают, как ехать, сколько времени требуется на дорогу. Ведь главное в работе спасателей - вовремя прийти на помощь попавшим в беду людям. В этот раз мы не случайно взяли тему аварий на химических объектах, потому что у нас в регионе самая большая беда - это землетрясения, а химия - вторичный поражающий фактор.
Никто из команд не знал, на какой участок их отправят, поэтому нужно было быть готовым ко всему.
Первой к месту “трагедии” вы­двинулась белорусская команда. Им нужно было ликвидировать утечку ядовитого вещества на одном из объектов.
- Имеются пострадавшие, - раздается по рации. - Нужна медицинская помощь.
Кстати сказать, в этот раз в руинах находились не деревянные манекены, а живые люди, которые исполняли роль пострадавших.
- Для ограничения распространения ядовитого вещества прибыла инженерная техника, а также организуем водяную завесу на мес­те ЧС, - докладывают спасатели о ходе работ в штаб.
Через несколько минут пожар локализован, пострадавшим оказана помощь, и команда приступает к ликвидации последствий взрыва.
Не успели журналисты перевести дух, как уже на следующем объекте заполыхало пламя. Казахстанской команде выпало работать в завалах здания. Ребята справились с поставленной задачей быстро. Правда, получили небольшое нарекание по докладу о проделанной работе.
- В таких ситуациях главное - взаимодействие, а если команда не может толком описать, что она сейчас делает, то может возникнуть неразбериха, - комментирует один из наблюдателей, директор департамента ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС РК генерал-майор Диханбек САТЫЛ­ГАНОВ.
Следующими на один из самых сложных этапов “Форт” выдвинулись российские спасатели. Работа россиян впечатлила не только журналистов, но и наблюдателей.
- Для нас эти учения очень познавательны, - рассказывает старший звена спасательной службы Республики Коми РФ Сергей ТИРАНОВ (на снимке). - Здесь мы работаем совсем в другой климатической зоне: жара, горы, степь. У нас в Коми основная специфика спасательных работ - это поиск потерявшихся в тайге, тушение лесных массивов. Хотя бывают и комичные ситуации. Как-то пришлось искать питона, который уполз из зоопарка. Причем нас предупредили, что он голодный и может напасть. Нашли питона в заброшенной шахте и кое-как втроем вытащили.
Тем временем загорелась цис­терна на железной дороге, и команда из Таджикистана рванула к месту аварии. Пока они ликвидировали последствия ЧС, произошел взрыв в шахте. Туда поспешили киргизские спасатели.
- Таджики - молодцы, - признается один из наблюдателей. - Спасательного опыта у них немного, но зато какие они дотошные в плане знаний. Стараются буквально во все вникнуть.
Активная фаза учений шла всего 45 минут, но за это время спасатели показали, что они способны действовать быстро и слаженно.
Какая будет вводная на следующий год, организаторы учений пока держат в секрете, но обещают, что будет не менее интересно.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть