По принципу беззакония
Москвич Дмитрий Гоголев на днях смотался в Уральск за угнанной у него машиной, чтобы уехать оттуда восвояси несолоно хлебавши
Дмитрий нашел в Казахстане машину, которую у него угнали почти три года назад. Он уже доказал: авто ввезли на нашу территорию контрабандой, легализовали его криминальным путем. Однако наши правоохранители на эту криминальную историю смотрят сквозь пальцы.
Еще недавно мне казалось, что тема слива в Казахстан машин, угнанных в России, практически исчерпана. Несколько последних лет я занимался этой темой, поняв: наплыв в нашу страну иностранных авто - дело рук транснациональной автомафии. Дело было поставлено на поток, машины ввозили по разным схемам. Оформляли на границе как конструкторы (то есть будто бы запчастями), пригоняли с фальшивыми документами и перебитыми VIN-номерами, которые никто не перепроверял, находили обходные пути пересечения границы…

Жертвы угонщиков практически всегда находили свое имущество сами, тогда как наши силовики не испытывали желания не только искать криминальный транспорт, но и изымать его из незаконного пользования. Самым ярким примером таких историй стала эпопея петербуржца Евгения МИХАЙЛОВА, который пять лет бился с автомафией за свою машину (см. “А ввоз и ныне там” и “Мафия бессмертна” на сайте time.kz) и победил. Его Toyota Venza, меняя хозяев, скакала по Казахстану. Михайлов всякий раз отыскивал ее самостоятельно. Но, даже когда он добивался изъятия авто у продавцов и отправки его на штрафстоянку, полицейские находили способы отдать иномарку. Не Михайлову, а якобы добросовестным владельцам - приобретателям машины. А настоящий хозяин вновь оставался ни с чем и снова находил свою “тойоту” на сайте продаж автомобилей.
Его настойчивость принесла плоды. После ряда обращений Михайлова в самые высокие инстанции в Алматы наконец прижали к ногтю нескольких человек, которые годами бойко торговали криминальными авто. Фигуранты дела, поняв, что оно грозит им реальными сроками, стали искать способы уйти от ответственности и сообщили Михайлову, что готовы выплатить ему рыночную стоимость Venza. Так оно и случилось…
В конце концов ситуация изменилась масштабно: после череды аналогичных скандалов в Казахстане была проведена ревизия нормативно-правовых документов, связанных с регистрацией автомобилей, усилены меры по противодействию ввоза сомнительного транспорта на границе. Но, оказывается, отголоски времен разгула автомафии слышатся до сих пор.
***
- Утром 17 января 2023-го я не смог отвезти детей в школу, - рассказывает москвич Дмитрий Гоголев. - У меня угнали Kia Sorento Prime с придомовой территории. Машина приметная - версия, выпущенная к футбольному Кубку Лиги Европы: на багажнике был металлический значок в виде мяча. Я искал ее месяца три, а потом случайно наткнулся на газетную статью о том, как машины уходят в Казахстан. Узнал о сайте kolesa.kz и, открыв его, тут же нашел объявление о продаже моего авто.
На приложенных к объявлению фотографиях Дмитрий обнаружил все приметы машины, включая табличку системы прогрева дизельного двигателя, особые колесные диски, мелкие сколы на капоте и значок. Цену на нее продавец выставил привлекательную - 12,5 млн тенге. Гоголев срочно нашел человека, который встретился с продавцом и осмотрел авто, зафиксировав процесс на видео. Последние сомнения у Дмитрия отпали: это была его Kia. Увидел он и документы, из которых узнал, что автомобиль был поставлен на учет в Казахстане гражданкой ЗАЙНУЛЛИНОЙ 9 марта 2023 года.
Гоголев, рассчитывая, что процесс возврата машины много времени не займет, нанял юриста. Тот сделал запросы в различные органы и из ответов понял: на машине перебиты VIN-номера (корейский и российский), а история ее появления в Казахстане изобилует пробелами. В частности, непонятно, когда, где и в каком месте краденая Kia пересекла государственную границу.
Попытка подать заявление в полицию о возбуждении уголовного дела провалилась моментально. Правоохранители объяснили, что машина прошла процедуру легализации и считается чистой. А чтобы ее заполучить, прежний владелец должен судиться с Зайнуллиной в гражданском порядке. То есть заниматься вопросами установления факта фальшивых VIN-кодов и фиктивности легализации наши пинкертоны просто не стали. Почему? Да кто же знает...
***
Был скорый суд. К тому времени выяснилось, что гражданка Зайнуллина купила автомобиль Гоголева в Минске, а два месяца спустя после регистрации в Казахстане успела продать его некоему гражданину КАСЫМОВУ.
- Мы выясняем, - продолжает Дмитрий, - что один из VIN-номеров, присвоенных моему авто, не существует ни в какой базе данных. А второй существует, но под ним по российскому городу Сарову ездит совершенно другой автомобиль, выпущенный в 2020-м - годом позже, чем мой. То есть двойник!
Уже на этом этапе стало понятно, что без незаконной подмоги сотрудников полиции и органов регистрации другого государства в этом деле не обошлось. Тем более что металлический шильдик с номером, прикрепленный под сиденьем в салоне, кривой - некоторые цифры на нем скособочены, чего на заводской маркировке просто не бывает. И этого не могли не заметить контролеры - ни российские, ни белорусские, ни наши. Но не заметили же!
Вопросы и аргументы Дмитрия в суде не возымели действия, в иске ему отказали. Еще и взыскали с него расходы ответчиков на юристов. Одна из причин такого решения - маркировка оспариваемой машины не совпадает с указанной в техпаспорте москвича. Другая причина в том, что не доказана недобросовестность сделки. 15 августа 2023 года суд вынес определение о запрете продажи спорного авто. И вот дела: всего лишь днем ранее гражданин Касымов успевает толкнуть авто Гоголева некоему гражданину МАНЮШКИНУ. Ну а тот буквально через день, 16 августа, ее перепродает. Классика жанра - так, передавая авто из рук в руки, заметают следы и заставляют законного собственника тонуть в море юридических препон и барьеров.
***
Гоголев продолжил борьбу. Он вновь судился и доказал, что факт использования подложных документов при первичной регистрации легализованного автомобиля не подлежит сомнению. Учитывая ряд подозрительных фактов, 3 ноября 2023 года суд вынес частное определение в адрес генпрокурора, министра внутренних дел и прокурора Западно-Казахстанской области о проверке выявленных фактов.
И что? Да ничего.
В декабре из прокурорского ответа Дмитрий Гоголев узнает, что при процедуре легализации криминалист САРСЕНОВ не усмотрел ничего подозрительного в VIN-номерах машины. Проверка действий сотрудников полиции не выявила нарушений законности. Однако прокуроры все же инициировали поиски спорной Kia, чтобы провести ее экспертизу. Вот только где ее искать, пока не представляют, поэтому машина объявлена в розыск.
Надо ли говорить, что поиски гоголевской машины оказались безуспешными? И кто удивится, узнав, что Дмитрий сумел разыскать ее сам? Сделал он это без помощи правоохранительных органов, причем дистанционно: все на том же сайте продаж автомобилей. Случилось это уже в декабре текущего года.
***
Недолго думая, Гоголев рванул своим ходом в Уральск. Он надеялся, что найдет там поддержку и с помощью полиции сумеет добиться изъятия и ареста машины у очередного ее продавца. Как бы не так!
- Первым делом я пошел в департамент КНБ, - рассказывает Дмитрий. - Меня там внимательно выслушали, но вежливо сказали, что ничем не могут помочь, потому что занимаются делами совсем иной направленности. Отправился в прокуратуру. Показываю там все документы, доказывающие мое право на машину, которая сейчас здесь, в Уральске, выставлена на продажу. Спрашиваю, можно ли эту машину с помощью надзорного органа задержать. Мне говорят: мол, нет, так не делается. Отксерили все мои бумаги, обещали изучить запрос и прислать ответ по почте. Поехали в полицию, а там обед. Спустя полтора часа наконец пообщался со следователем. Мне говорят: езжайте к продавцу и, осмотрев машину, вызывайте на место событий 102. Спрашиваю: а нельзя ли сразу с вами? Ответ получил отрицательный.
Дмитрий, посоветовавшись с адвокатом, решил не испытывать судьбу. Дело в том, что, связавшись с продавцом, он узнал: машина находится не в Уральске, а в его пригороде - поселке Подстепном. Явиться туда без поддержки и охраны было бы рискованно. Тем более что опасные инциденты с иностранцами, разыскивающими в Казахстане свои авто, уже случались. Речь о семейной паре МАРЕНИНЫХ из-под Екатеринбурга, которые в 2022 году еле унесли ноги из Шымкента (см. “Плевки полицейского” на сайте time.kz), а мы подробно писали об этой истории.
***
Так и уехал Гоголев из Уральска опять ни с чем. Хотя цель была уже, наверное, близка. Как хотите, но действия наших правоохранительных органов иначе как странными не назовешь. Им на блюдечке принесли информацию о криминале, а они даже не почесались… А ведь могли копнуть и нашли бы еще много любопытной информации, которую мы в этой статье не упомянули. Например, о беззакониях, сопровождавших процесс легализации и первичной регистрации этой машины в Казахстане. И о том, что личные данные минского продавца Ерошкина, у которого гражданка Зайнуллина приобрела машину Гоголева, были искажены. И о том, что куплена она в Беларуси за 800 тыс. рублей (по курсу это 21 млн российских рублей, или почти 125 млн тенге)…
Очень многое вызывает в этом деле вопросы и интерес. Но только не у наших силовиков.
Так в чем же дело? А может, все же в том, что автомафия бессмертна?
Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлены Дмитрием ГОГОЛЕВЫМ, Костанай

Стас КИСЕЛЁВ