Мафия бессмертна
Россиянину Евгению МИХАЙЛОВУ понадобилось более трех лет, чтобы добиться победы в схватке с казахстанской автомафией. Но побед без поражений не бывает
Взял своё
Борьба Евгения за свою угнанную из Санкт-Петербурга в Казахстан машину началась еще в 2018 году. Порой складывалось впечатление, что правоохранительные органы тупо крышуют преступников. Уверенности в этом добавляла казахстанская нормативно-правовая база: важные документы, регламентирующие действия госорганов, будто специально были составлены так, чтобы дать волю угонщикам и перекупщикам краденых авто.
Так мы выяснили, что лоббистами узаконивания возможностей автомафии процветать в нашей стране стали госкорпорация “Правительство для граждан” и МВД с его пресловутым приказом №862. Напомним: этот документ не обязывал дотошно проверять при регистрации машины из-за рубежа, а всего лишь… давал адмполиции и клеркам такое право. То есть захочет сотрудник - проверит, не захочет - пальцем не шевельнет. Вот и случился девятый вал угнанных иностранных машин на казахстанском авторынке.
Как только мы обнародовали результаты своих расследований, вашему корреспонденту попытались заткнуть рот: вызвали в полицию на допрос, сделали свидетелем и потребовали дать подписку о неразглашении. Затея эта, впрочем, провалилась ввиду явного беззакония, а на все вопросы дознаватель получал от меня один ответ: “Ваши действия означают давление на журналиста и незаконно препятствуют моей деятельности, противоречат Конституции, международному пакту о гражданских и политических правах и закону “О СМИ”. В общем, от меня тогда отстали. А Михайлов продолжил сражаться за свои права и возвращение собственности.
Машина марки Toyota Venza, меняя хозяев, скакала по Казахстану, постоянно исчезая из поля зрения законного владельца. Михайлов всякий раз отыскивал ее самостоятельно. Но даже когда он добивался изъятия авто у продавцов и отправки его на штрафстоянку, полицейские находили способы отдать иномарку. Не Михайлову, а якобы добросовестным владельцам - приобретателям машины. А настоящий ее хозяин вновь оставался ни с чем. И вновь находил свою “тойоту” в интернете на сайте продаж автомобилей.
В конце концов его настойчивость принесла плоды. После ряда обращений Михайлова и его адвоката Снежанны ЖУКОВОЙ в самые высокие инстанции в Алматы наконец прижали к ногтю нескольких человек, которые несколько лет бойко торговали криминальными авто. Фигуранты дела, поняв, что оно слишком сильно пахнет керосином (то есть реальными сроками), начали искать способы уйти от ответственности или хотя бы как-то ее смягчить. В итоге они сообщили Михайлову о том, что готовы выплатить ему рыночную стоимость Venza на сегодняшний день. Деньги в сумме 18 млн тенге уже перечислены. А что с машиной?
Забрали не своё
- Я купил этот автомобиль в Алматы у братьев ИБРАГИМОВЫХ, - рассказывает павлодарец Валерий ЕРЕМИН. - Никаких подозрений у меня не возникло, в автоЦОНе его оформили моментально. А в июле прошлого года меня вызвали в полицию и сообщили: машина угнана из России. Я не поверил.
Михайлов в то время приехал в Павлодар и сообщил полицейским все приметы своей “тойоты”: где скол, где трещинки, а где и его собственная метка. Еремин поначалу и к нему отнесся с недоверием. Но когда увидел, что при осмотре слова гостя из России подтверждаются, заволновался…
- В первую очередь подтвердились слова Михайлова о том, что машина выпущена в 2013 году, - вспоминает Валерий. - Мне-то ее продали как сошедшую с конвейера в 2014-м. Ну а потом экспертиза установила: VIN-код машины изменен. Я потом этот измененный VIN пробил по базам данных, и оказалось, что он принадлежит другому автомобилю, поставленному в Украину. Так я понял, что меня обманули как минимум трижды - и с годом выпуска, и с регистрационными сведениями, и с тем, что машина чистая.
Вплоть до декабря прошлого года Валерий Еремин не знал ничего о ходе следствия, машиной пользоваться не мог. Затем следователь сообщил, что машина отправлена на штрафстоянку, и перевел Еремина из свидетелей по делу в разряд потерпевших. Дело было передано из Павлодара в Алматы. Приехав туда для участия в следственных действиях, Валерий увидел продавцов “тойоты” уже в статусе подозреваемых. От очных ставок они отказались, но обратились к Еремину с предложением о заключении мирового соглашения и заявили о готовности вернуть деньги за машину.
- Дело было в том, что одного из братьев Ибрагимовых закрыли в СИЗО, - поясняет Валерий. - Вероятно, они полагали, что таким образом прекратят проблемы. Но тяжесть уголовных обвинений не позволила это сделать, мера пресечения обвиняемому была изменена лишь на домашний арест. Деньги они мне все же перечислили, но машину переоформлять на себя не стали. Тогда я стал добиваться этого в суде, а заодно и выставил требования о взыскании судебных расходов и возмещении разницы рыночной цены автомобиля. Суд идет тяжело. Мои противники утверждают, что ничего не знали о криминальном происхождении машины. Однако что-либо вразумительное насчет того факта, что Михайлов впервые нашел машину у них еще в 2019 году, сказать не могут.
А в конце марта злополучную “тойоту” у Еремина… забрали. Сделал это дознаватель Алатауского РОВД Алматы по имени Тимур (больше о нем ничего не известно). Сделал самостоятельно, без участия и согласия юридического владельца автомобиля, которым до сих пор считается Еремин. Машину на эвакуаторе отправили в южную столицу, а у Еремина остались ключи от нее и документы. Ответа на жалобы, поданные в Генпрокуратуру и МВД, пока нет.
- Меня сильно беспокоит тот факт, что беззаконие вокруг этого авто продолжается и конца ему не видно, - считает Еремин. - Сотрудники Алатауского РОВД на связь со мной не выходят, сообщения в мессенджере игнорируют.
Опять двадцать пять
Тем временем возникла история, как две капли воды похожая на ту, что произошла с Михайловым и Ереминым. Мне сообщил о ней житель российского города Березники (Пермский край) Александр УЛЬСКИХ. Во время разговора с Александром меня преследовало ощущение дежавю. Все, о чем он говорил, было так знакомо!..
В феврале 2017-го его Lexus RX350 был угнан со двора многоэтажки. Спустя пять лет Александр обнаружил его в продаже на сайте “Колеса”. Так же, как в свое время Михайлов, Ульских рванул за своим добром в Казахстан. Встреча с продавцом, который в разговоре подтвердил, что купил авто в России как проблемное, и осмотр машины закончились изъятием полицейскими автомобиля у продавца. Тем более что Александр смог завести машину дистанционно, используя свой ключ. VIN-код у машины оказался левый, причем сделанный топорно.
- Представьте себе: VIN-номер грубо приварен, там и доказывать ничего не нужно, - возмущенно рассказывает Ульских. - Тем не менее эксперт, работавший с машиной три недели, выдал заключение: “Следов изменения не обнаружено”. И машину… вернули продавцу. При этом очевиден и такой факт: техпаспорт автомобиля липовый. Оригинал находится у меня, я его предъявлял. Но кому это интересно?..
То есть наши пинкертоны хлопают ушами, самостоятельно машину, находящуюся в международном розыске, не ищут. А когда владелец сам находит ее, пребывая при этом в другом государстве, они делают все, чтобы скрыть преступление. Ну или всячески этому потакают, разница невелика.
Ульских выяснил и то, что нынешний владелец-продавец его машины - человек, постоянно занимающийся перепродажами проблемного легкового автотранспорта (другими словами - скупкой краденого). Однако и на эти доказательства служивые из Уральска смотрят сквозь пальцы. Жалоба Ульских, отправленная в МВД и прокуратуру Казахстана еще в сентябре прошлого года, к каким-либо значимым последствиям не привела.
Эксперт, выдавший липовое заключение, продолжает работать. Полицейские интерес к делу потеряли, прикрывшись незаконной экспертизой. А их высокое начальство, судя по всему, доверяет информации с мест. Хотя должно было направить в Уральск комиссию для серьезной проверки.
Так что мафия бессмертна.
Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлены героями статьи, Костанай