105891

Плевки полицейского

Невероятный случай: полицейские Шымкента обворовали своих коллег из России. Вот вам и коллеги, вот вам и корпоративная солидарность, вот вам и действие международных соглашений!..

Плевки полицейского

Так сложилось, что уже долгое время я пишу на темы угона машин в соседнем государстве и незаконной легализации их на территории Казахстана. Историй этих меньше не становится: каждая из них способна несказанно удивить.

Но та, о которой я узнал буквально на днях, вообще особенная: она во многом курьезна и даже смешна. Правда, смех этот горек, а обеспечило его бравое начальство шымкентской полиции. Наплевав на факты и документы, оно заявило, что не отдаст угнанную из России в Казахстан машину законным хозяевам ни под каким видом.

Услышал я эту историю из уст семейной пары полицейских, живущих в городке Тугулым Сверд­ловской области РФ. Буквально на днях они побывали в Шымкенте, но после общения с местным полицейским руководством были вынуждены бежать из соображений безопасности. Но обо всем по порядку.

                                                                            ***

Сергей и Алена МАРЕНИНЫ (на снимке) служат в российских правоохранительных органах много лет: он руководит участковыми, она трудится в системе дорожной госинспекции. Для супругов важно заявить о себе как о профессио­налах с хорошей репутацией.

- Я заслуженный сотрудник МВД, никогда вокруг нас не возникало никаких компрометирующих слухов, - говорит Сергей. - Мы обычные честные сотрудники, работающие на своих местах и обеспечивающие правопорядок, живем как обычные люди. Для нас покупка автомобиля стала важным событием, а его увели у нас прямо из-под носа.

Маренины долго копили деньги, и только в 2019 году смогли купить в салоне нулевую KIA Sportage. Преступники украли ее осенью прошлого года.

- Это случилось ночью, - вспоминает Сергей. - Хотя автомобиль и был оборудован штатной сигнализацией, она не уберегла от угона. Мы проснулись утром, а машины уже нет. Поиски, к которым подключились наши коллеги, ни к чему не привели. Мы только из съемок уличных видеокамер поняли, что наша KIA рванула в сторону Тюмени, а по пути задержалась в гаражном массиве, где ее настоящие госномера были заменены на казахстанские.

Машина исчезла бесследно. Возможно, ее на автовозе срочно отправили в Казахстан. В рамках возбужденного уголовного дела KIA была объявлена в международный розыск по линии Интерпола. В сведениях об авто было указано два VIN-кода, которыми снабжено авто, - европейский и российский. Два месяца о машине не было ни слуху ни духу. Но в декабре 2021 года в главное управление МВД Свердловской области пришло уведомление из Костаная. Оно было подписано замначальника облдепартамента полиции Дюсембаем БАЙБУСУНОВЫМ. Он сообщил: 2 ноября машина была поставлена на учет в автоЦОНе Костаная по европейскому VIN-коду, указанному в интерполовском ордере.

Это тот редкий случай, когда результатами работы костанайских правоохранителей можно гордиться. Они ведь не только изъяли машину, пробив ее по базе криминального транспорта, но и после установления места ее законной регистрации попросили коллег из Екатеринбурга “оказать содействие во взаимообмене информацией о времени, способе и месте совершения хищения автомобиля, причастных к этому лицах”.

- Вы не представляете, как мы обрадовались! - выдыхают в один голос Алена и Сергей Маренины. - Но радость была недолгой.

Впечатление о четкой работе костанайской полиции безнадежно испортили их коллеги из Шымкента. То, что они сотворили, можно описать одним словом - беспредел. И скоро вы убедитесь, что это именно так, и никак иначе.

                                                                           ***

Маренины не успели забрать авто из Костаная, потому что… шымкентские полицейские специальным постановлением изъяли ее у коллег как вещдок по уголовному делу о массовом угоне российских машин, и перетащили KIA на свою территорию.

Оказывается, следственное управление ДП Шымкента начало заниматься делами местной автомафии еще в сентябре 2021-го. Преступники скупали похищенный автотранспорт с помощью Телеграм-канала “Запрет авто”. Деньги перечислялись на счет некой Анны Б. (фамилия и прочие данные известны редакции). Она, по данным следствия, занималась перепродажей криминальных авто на систематической основе. На нее же был оформлен и ввоз в Казахстан KIA Сергея и Алены Марениных. Машина была оперативно оформлена в Костанае на 40-летнюю Жанну Б. Затем в ноябре уже в Шымкенте - на некоего Артема Г. День спустя - снова на Анну Б. Потом в Алматы на гражданку Н. и несколькими днями позже - опять на ту же самую Жанну Б.

- В декабре 2021-го нам позвонил шымкентский следователь, назвавшийся Ануаром, - продолжает Сергей Маренин. - Он сказал, что должен нас обрадовать: машину нам вернут сразу после получения результатов трасологической экс­пертизы. Важно, что оригинальные VIN-коды на машине сохранены, сказал он, поэтому проблем с ее возвращением не будет. А экс­пертиза, мол, это необходимая формальность. Мы переслали в Шымкент бумаги о признании нас потерпевшими, о возбуждении уголовного дела, все документы на машину.

Экспертиза, подтвердившая подлинность VIN-кодов, состоялась 23 февраля. Но о ее результатах шымкентские пинкертоны никому не сообщили. Следователь Ануар вообще исчез с радаров, а многочисленные обращения в Шымкент оставались без ответа. Перестали в местном департаменте полиции отвечать и на телефонные звонки Марениных.

Бойкот продлился до июля. Лишь тогда Ануар соизволил сообщить потерпевшим, что он… уволился из органов внутренних дел. А новый следователь Нурсултан ЕГЕНБЕРДИЕВ им сказал: “Извините, но эта машина не ваша, и мы ее давно отдали настоящему владельцу - гражданке Казахстана”. Как оказалось впоследствии, той самой Жанне Б., замешанной в махинациях с угнанным автотранспортом.

Как? Почему? На каком основании? Внятных ответов на эти вопросы не было.

Маренины 1 августа вылетели в Шымкент. Их тут же препроводили к и. о. начальника департамента Арману БЕЙСЕНБАЕВУ. Тот на голубом глазу в присутствии многочисленных подчиненных заявил: “Не доказано, что эта машина принадлежит вам. Мне доложили, что у нее перебиты номера”.

- В этот момент следователь говорит Бейсенбаеву: “Нет, экс­пертиза показала, что VIN-коды у нее оригинальные”, - вспоминает Сергей Маренин. - Бейсенбаев изменился в лице и просто впал в ступор. Нас быстренько попросили покинуть начальственный кабинет и стали совещаться без нас. После этого пригласили к следователю. Он показал нам дело, и мы увидели все подтверждающие документы - и экспертизу, и даже решение суда Шымкента от 7 апреля. А в нем расписано, что наша машина изъята у той самой Жанны как угнанная в России и арестована, и упомянута экспертиза как доказательство, и указана владелица машины - моя жена Алена Маренина… Мы тогда спрашиваем: коллеги, что происходит? Почему вы со штрафстоянки выдали машину подозреваемой вопреки решению вашего же суда? А нам в ответ - уходите, до свидания. Но мы успели заметить, что из материалов дела исчезли все документы, которые мы присылали следователю.

                                                                               ***

На следующий день Маренины написали заявление в управление собственной безопасности департамента полиции Шымкента. Они потребовали признать их потерпевшими и приобщить все исчезнувшие документы к материалам следствия. В конце концов жалобщиков из России принял и. о. начальника криминальной полиции.

- Мы так и не смогли узнать, как его зовут, - разводит руками Маренин. - Но он с ходу стал нести абсолютную чушь. Говорил, например, что вообще-то VIN-коды - это не доказательства. Что претендовать на машину мы не можем и никто нам ее не отдаст, так как в Казахстане у нее есть добросовестный приобретатель. А когда мы стали упирать на закон, он просто психанул. На повышенных тонах сказал буквально следующее: “Мне плевать на ваши аргументы! Плевать на международные поручения, на соглашения, на конвенции! Плевать, что вы сотрудники полиции! Никакой помощи вы здесь не дож­детесь, у нас здесь свои законы. Ни один россиянин не сможет забрать отсюда никакие машины! Вы собственники - там. А когда машина пересекла границу и оказалась на нашей территории, это уже все, она наша! И в СМИ обращаться бесполезно, мне на них плевать!”

Как хотите, но столь отчаянно плюющегося полицейского встречать еще не доводилось. Не видел я и ситуации, в которой полицейские беззастенчиво обчищали своих коллег, хоть даже из другого государства. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Маренины попытались найти в Шымкенте журналиста, который мог бы предать их историю гласности. Тот, выслушав их историю, дал добрый совет: уезжайте отсюда подобру-поздорову. С вами здесь может случиться что угодно. Что супруги и сделали. Теперь пишут обращения в самые высокие инстанции, отправили видеообращение к президенту. Дело с мертвой точки пока не сдвигается.

И все это на фоне идущего сейчас в Шымкенте суда над четырьмя бывшими сотрудниками полиции, которые обвиняются по статьям о причинении тяжкого вреда здоровью человека и смерти по неосторожности. Это бывшие заместители начальника управления криминальной полиции, экс-начальник районного отдела и оперуполномоченный. Погибший - 30-летний житель Костаная Нурболат ЖУМАБАЕВ, которого подозревали в угонах автомобилей. Умер он в здании полиции во время допроса в декабре прошлого года.

Так что вопрос о том, неужели в Шымкенте до сих пор никому закон не писан, по-прежнему остается актуальным. Между прочим, следователь Ануар уволился из полиции сразу после того, как машина Марениных была отдана одной из подозреваемых.

Увидеть видеообращение супругов Марениных можно на YouTube по ссылке https://youtu.be/tWQQaapXwE8

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть