4979

Без базара

Зачем в Казахстане регулярно меняют новые бордюры, асфальтируют хорошие дороги, перешивают новую форму, финансируют убыточные проекты и ненужные производства? Почему ничего не меняется с приходом новых премьеров и акимов? Ответы на эти вопросы кроются в приговорах по коррупционным делам. Но, со слов чиновников, все старания, конечно же, ради блага народа.

Без базара

Недавняя пресс-конференция представителей алматинских рынков вскрыла еще одну схему настораживаще настойчивой “заботы” чиновников о народе. Мы решили разобраться, что или кто стоит за проблемами модернизации рынков и выиграют ли реально от этого торговцы и покупатели. А если не они, то кто же?

Триггером напряженности стало заявление первого вице-министра торговли и интеграции Армана ШАККАЛИЕВА о том, что не успевшие до конца года провести модернизацию рынки в Астане, Алматы и Шымкенте будут ликвидированы (см. “Модернизация или ликвидация?”). Стоит отметить, что это заявление прозвучало на правительственном часе перед мажилисменами. И никто из них не задумался: а, собственно, на каких основаниях ликвидировать? Зачем? И почему именно сейчас? В “самый подходящий момент”, когда цены на товары стремительно растут?

Попробуем взглянуть на ситуацию глазами чиновников. Скорее всего, им надоело “работать” с предпринимателями, которых еще восемь лет назад поставили в известность о новых правилах игры. Тогда, в Старом Казах­стане, в закон о регулировании торговой деятельности внесли поправки, понуждающие владельцев барахолок превратить их в современные торговые центры со стационарными строениями к 2020 году. Ибо негоже казахстанцам закупаться на рынках и базарах, ведь уровень благосостояния простых граждан настолько высок, что позволяет закупаться в современных моллах…

Одновременно, по словам чиновников, удалось бы уменьшить долю теневого оборота, усилить контроль над налоговыми поступлениями и свести на нет реализацию контрабанды. Идея на первый взгляд хорошая. Если бы не скользкие подводные камни, случайно или целенаправленно упущенные из зоны внимания.

Давайте посмотрим на некоторые процессы, предшествующие поправкам в закон и происходившие после их появления. Лет 10-15 назад в республике наблюдался бум строительства гигантских супермаркетов и торгово-развлекательных центров, в том числе и люксовых. Ни для кого не секрет, что их владельцами были крупные бизнесмены. Ну что поделать, если деньги уже некуда девать?! И новые места для шопинга развивались как по маслу. Что вовсе не плохо - у людей появился выбор, где им отовариваться. Средний слой населения отдал предпочтение комфорту, а простые граждане и социально уязвимая часть остались покупателями на рынках и базарах - как ни крути, а товар там дешевле. Та же история происходила с арендаторами-торговцами, которые сами определили, где им выгоднее вести бизнес.

Потом грянул экономический кризис. И неожиданно выяснилось, что государство на протяжении нескольких лет оказывало серьезную поддержку отнюдь не только системообразующим предприятиям со стратегически важным значением для экономики, но и… вполне успешным ТРЦ! Как они затесались в список льготников в обход нуждающихся в помощи заводов и фабрик, история умалчивает. Зато известно, что государство поспособствовало снизить для них ставку по кредитам до 7 процентов годовых и предоставило отсрочку на уплату налогов и других обязательных платежей, а также иные преференции (см. “Кабмин - двигатель торговли?”, “Время” от 17.9.2014 г.). Рынки, понятное дело, о таком и мечтать не смели, выкарабкиваясь из кризиса самостоятельно.

Чуть позже олигарх - владелец одной известной торговой сети - без стеснения попросил дополнительную господдержку для развития бизнеса. При этом открыто акцентируя внимание на борьбе с барахолками и утверждая: “Большой миф, будто на базаре одежда дешевле, чем в торговых центрах. Просто ментально люди с 90-х годов ходят на барахолку”. Занятно, что группа “продвинутых” мажилисменов тогда воодушевленно согласилась с необходимостью субсидировать отдельно взятый бизнес за счет бюджетных средств.

Становится понятно, на фоне чего родились поправки к закону о регулировании торговой деятельности, включающие пункты о модернизации рынков. Можно ли подобные вещи назвать добросовестной конкуренцией или речь все-таки идет о задействовании административного ресурса для лоббирования чьих-то интересов? Не по этой ли причине стал повсеместно наблюдаться рост заявок на строительство ТРЦ? А почему бы и нет, раз государство готово помогать не только со снижением затрат, но и с возможным устранением конкурентов!

Ведь в случае победы узкой группы крупных игроков над базарами арендаторы уже не по своей воле, а вынужденно пойдут на пустующие торговые площади в новоявленных ТРЦ. Да и населению выбора не останется… В последнее время наша страна пережила коронавирусную пандемию, трагический Кантар, смену Старого Казахстана на Новый, ощутила на себе последствия экономических санкций против России, введенных из-за войны. Все эти события, естественно, не лучшим образом отразились на сфере торговли.

Почему правительство не отложило до лучших времен модернизацию базаров? Очевидно же, что в настоящее время это не самая жизненно важная задача. Тут бы зиму следующую без ЧП на какой-нибудь ТЭЦ пережить да рост цен на социально значимые продукты снизить. Как говорится, не до жиру, быть бы живу.

И вдруг активизируется Министерство торговли и интеграции с заявлением о скорой ликвидации не успевших до конца текущего года модернизироваться рынков в мегаполисах… Да и аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ, судя по отдельным его высказываниям на встречах с населением, настроен категорично: “Город больше не будет ждать, реконструкция нужна!”.

Все это, конечно, очень интересно. Особенно если вспомнить сказанные в прошлом году слова президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА: “Разрыв между богатыми и бедными достиг недопустимого уровня! На фоне коррупции такое расслоение сыграло роль зажженной спички у пороховой бочки… От экономического роста страны стали выигрывать ограниченные элитные группы, а доходы большинства уменьшаются или стагнируют… Олигополия - это постоянное стремление к диверсификации бизнеса в одних руках, но не к диверсификации экономики страны… Люди задаются вопросом: почему все виды бизнеса оказались в одних руках? Это порождает депрессию…

Страна должна взять новый экономический курс, базовыми принципами которого должны стать честная конкуренция, прозрачность принимаемых решений, предсказуемость государственной политики, налоговая честность бизнеса и социальная ответственность предпринимателей. Реформа не преследует цель “отнять и перераспределить”. Это было бы глупо, безответственно.

Задача состоит в том, чтобы привлечь национальную буржуазию к самому активному участию в трансформации социально-экономической модели страны. В ответ на инвестиции в производства, создание качественных рабочих мест и рост экспортного потенциала государство готово повысить гарантии защиты частной собственности, обеспечить стабильность и предсказуемость государственного регулирования, защитить конкуренцию от вмешательства адмресурса, коррупции и фаворитизма” (см. “Большая стирка”).

Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию представителей алматинских барахолок.

Елена МОТЬКИНА, председатель Ассоциации рынков:

Желательно вообще вычеркнуть один пункт закона

- Мы вели переписку с комитетом торговли МТИ начиная с 2014 года. Удалось приостановить действие пункта 2-3 ст. 10 закона “О регулировании торговой деятельности”, согласно которому рынки подлежали модернизации до 2020 года, сроки продлились до 2023-го. В минувшем апреле написали письмо акиму Алматы Досаеву. Объясняли, что в сложившихся за последние годы условиях модернизация не улучшит, а, наоборот, приведет к ухудшению положения.

Если во времена пандемии предприниматели выжили за счет запасов, то сейчас их попросту нет. Люди берут кредиты под залог имущества и жилья, чтобы остаться на плаву. Госпрограмма не предусматривает финансирования, оно возлагается на владельцев рынка. Это огромные затраты. Это чревато банкротством, потерей рабочих мест, доходов, что нежелательно для государства. Поэтому мы хотим поставить перед правительством вопрос о приостановке пункта 2-3 ст. 10 вышеуказанного закона.

Желательно вообще убрать действие этого пункта, вычеркнуть или, как выразился вице-министр, ликвидировать его. Это поможет предотвратить назревающий социальный взрыв. Глава Минторга Серик ЖУМАНГАРИН еще в прошлом году обещал продлить модернизацию до 2025 года, утвердили Дорожную карту к этому сроку. Но Дорожная карта не закон, и рынки окажутся вне закона.

Потом кабмин сменился, новые мажилисмены пришли, и теперь каждый из них начинает заново к чему-то цепляться, запрашивают дополнительные материалы. Хотя сейчас этого бы и не надо. Все же очевидно. Мы вместе с “Атамекеном” продолжаем взаимодействовать и с МТИ, и с акиматом города. Власти почему-то посчитали, что в мегаполисах владельцы рынков богатые и им не нужна поддержка, как в регионах, куда из бюджета выделят 3 млрд тенге.

А это совсем не так, доход идет только с арендных платежей. Возможно, как-то удастся договориться с банками второго уровня о льготных процентных ставках на модернизацию, деньги же будут возвратные. Надеемся также, что чиновники выполнят обещания про смену красной лампочки на зеленую в вопросах сроков оформ­ления ПСД, разрешений, согласований и прочих документов. Чтобы процессы бюрократически не затягивались. Если базары ликвидируют, то ни к чему хорошему это не приведет. Все ляжет на плечи покупателей.

Я, как специалист, сейчас прекрасно вижу, что в расположенных в верхней части города торговых домах продается такое же барахло, как и на рынках, но по ценам в десять раз больше. Да, есть дорогие брендовые вещи, но далеко не все могут себе их позволить. В общем, ломать - не строить. Считаю, что нужно было оставить колорит барахолки. Просто привести рынки в порядок. Через нас Шелковый путь проходил, и многим иностранным туристам всегда было интересно посмотреть на восточный базар. К тому же на некоторых примерах мы видим, как государство забрало себе рынки, однако с обязанностями, которые взяло на себя, не справляется.

Жамиля ТУЛЕНОВА, юрист рынка “Рахат”:

Акимат нас уже “похоронил”

- Наш рынок арендовал земельный участок у государства. В 2018 году, когда истекал срок аренды, бывший аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК вызвал нас на совещание с участием актива города и заявил, что землю нам ни за что не отдаст. Попросил силовиков запомнить нас в лицо и привлечь к ответственности в случае, если народ восстанет. Дал неделю, чтобы мы освободили участок. Дальнейшая судьба 300 предпринимателей и их товаров на миллиардные суммы его не интересовала.

Потом нагрянули проверки, к нам придрались из-за отсутствия модернизации. Но как ее можно было проводить, если доля одного из учредителей около трех лет была под арестом, а когда через суд его сняли, нам отказались продлять аренду? Потом судились из-за того, что наш участок внезапно нарушил красные линии санитарно-защитной зоны кладбища и водоохранной зоны. Чиновники ссылались на урбанистов, которые нарисовали эти линии позже, чем земком выдал нам разрешение на аренду.

При Бакытжане САГИНТАЕВЕ нас тоже вызывали по поводу модернизации. Потом мы узнали, что занимаемый нами участок Байбек отдал столичной фирме для строительства мебельной фабрики. Чиновниками было нарушено наше преимущественное право, и Алматинский горсуд это подтвердил, отменив постановление Байбека. Мы пережили 450 дней блокады, нас отключили от воды и электричества. Только на солярку неоправданные расходы составили около 30 миллионов тенге!

Пришлось обустраивать септик, чтобы людям было куда ходить в туалет. Противостояние с акиматом продолжается до сих пор. К Досаеву пробиться на прием не можем. В разработанную МТИ Дорожную карту по модернизации рынков мы не вошли, так как акимат нас уже “похоронил”. В минувшем феврале земельная комиссия передала участок акиму Жетысуского района, а тот решил разбить на нем сквер. Посреди барахолки! Кому он там нужен?

Мы не против модернизации, но нам не дают землю, чтобы ее сделать. И возникает вопрос: кому модернизация нужна? Базары имеют многовековую историю как отрасль бизнеса. В трудные времена становления республики они помогли удержать на плаву экономику. А теперь кому-то захотелось новизны, придумали закон, но регламентация по нему отсутствует - нет норм, регулирующих или определяющих алгоритм действий, кроме Дорожной карты, которая, опять же, не имеет никакой ссылки на НПА. По сути, это шпаргалка.

Кто-то где-то что-то ляпнул, остальные на ура начали торпедировать и принуждать. И вместо помощи создали барьеры. На поверхности лежит лоббирование чьих-то интересов. Людей с рынков вынуждают перебираться в ТРЦ, а в них аренда сумасшедшая! Сейчас многие предприниматели с рынка берут кредиты на развитие бизнеса, а там они попросту не смогут его сохранить. Куда армию самозанятых и безработных будут девать? И покупатели тоже лишатся возможности приобретать товары по приемлемым ценам.

Жасулан АХМЕТОВ, представитель учредителя рынка “Кенжехан”:

Если бы рынки не нужны были народу, то давно закрылись бы сами

- Да, закон о модернизации рынков принят давно, мы не спорим. Но когда он принимался, совершенно иная обстановка в стране и в мире была. Не было пандемии, войны в Украине. Вместо того чтобы проанализировать нынешнюю ситуацию, госслужащие продолжают идти курсом Старого Казахстана. Люди уже продукты в кредит покупают!

С инфраструктурой большие проблемы! А правительство модернизацией рынков занимается?! В чьих интересах? На чье благо? Точно не торговцев и покупателей, которых через ликвидацию рынков хотят загнать в пустующие торговые центры, которые в последние годы растут как грибы.

Граждане, которые еле-еле сводят концы с концами, лишатся возможности приобретать товары по доступной цене. Если на рынке простая семья может купить пару футболок, то в ТЦ купит одну, да и то в рассрочку. Это интересы и благо народа? Налицо не защита интересов граждан, которых, по сути, лишают прописанного в законе “О защите прав потребителей” права на свободный выбор товаров там, где они хотят, а лоббирование интересов определенного круга лиц. Возвращаемся к олигополии?

Тем более что государство никак не помогает рынкам Алматы, Астаны и Шымкента в модернизации. Кто-то почему-то решил, что базары в этих городах обязаны справляться самостоятельно! То же самое со сроками модернизации - нигде нет обоснованных расчетов. Готова ли инфраструктура городов, что огромные здания и сооружения начнут потреблять газ и электроэнергию в больших объемах? Или снова наступим на астанинские грабли? Уже сейчас наблюдаются хаотичные веерные отключения света. Не случится ли так, что вбухаем миллиарды, а потом будем сидеть без газа, в темноте, без арендаторов и покупателей? А банки будут требовать погашение займов.

Разговоры о том, что рынки показывают низкую налоговую нагрузку, не повод их ликвидировать, это вопросы к налоговикам. Торговля контрабандой - это компетенция таможни. Почему чиновники сваливают на предпринимателей свою работу?

Нужно понимать, что если бы люди не нуждались в рынках и там не было дешевле, то они давно бы уже закрылись. Это и есть рыночная экономика: бизнес сам либо развивается, либо затухает и ликвидируется. Поэтому государству не нужно вмешиваться в этот процесс. А так у нас, получается, педалируется недобросовестная конкуренция с использованием адмресурса и определенных норм закона.

P.S. Стоит отдать должное вице-министру МТИ Арману Шаккалиеву: после пресс-конференции представителей алматинских рынков он оперативно собрал их в онлайн-режиме на площадке НПП “Атамекен” и заверил, что его не так поняли. Со слов чиновника, министерство на самом деле готовится защищать (!) предпринимателей “в рамках девятого пакета поправок по вопросам ведения бизнеса, который находится на рассмотрении мажилиса парламента”.

“Мы вместе с НПП отработали этот вопрос. В законопроекте прописывается срок модернизации до 1 января 2025 года. Никто сегодня не говорит, что вас закроют”, - цитирует Армана Шаккалиева официальный сайт “Атамекена”. Только вот почему и от кого надо защищать предпринимателей в Новом Казахстане - большой и наболевший вопрос!

Ирина МОСКОВКА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть