2749

Модернизация или ликвидация?

На этой неделе вице-министр торговли и интеграции Арман ШАККАЛИЕВ заявил, что до конца года в Астане, Алматы и Шымкенте модернизируют рынки. Те, что будут работать по старинке, ликвидируют. Однако предприниматели утверждают: эти сроки нереальны и не имеют никакого экономического обоснования. Кроме того, они не согласны с тем, что власти не хотят принимать в этом никакого финансового участия.

Модернизация или ликвидация?

Впервые о переходе рынков и базаров на новый формат заговорили восемь лет назад. В закон о регулировании торговой деятельности внесли поправки о том, что универсальные рынки на территории столицы и городов республиканского значения подлежат модернизации до 1 января 2020 года. Требовалось сменить контейнерные павильоны и уличные ряды на стационарные объекты капитальной постройки по типу торговых домов. Правительство только требовало, а мер господдержки, льготного кредитования не предлагало.

За это время рынки пережили несколько форс-мажоров, в том числе инфляцию и пандемию коронавируса. Модернизировать рынки в таких условиях было невозможно, и в 2021 году требования закона пересмотрели - контрольную дату окончания перестройки универсальных торговых рынков отсрочили на три года.

Однако за это время случились новые форс-мажоры: январские события, обострилась геополитическая ситуация в мире из-за военных действий в Украине, по причине которых подорожали практически все стройматериалы. А профильное министерство, не обращая внимания на эти новые обстоятельства, на этот раз требует модернизировать рынки до конца нынешнего года. И точка. Успеют ли они обновиться? Коммерсанты единогласно заявляют: нет!

На пресс-конференции (ее спикеры - на снимке), посвященной этой проблеме, председатель Ассоциации рынков Алматы Елена МОТЬКИНА сообщила: из расположенных в мегаполисе 54 торговых рынков еще не модернизированы 27, то есть добрая половина.

Представитель учредителя рынка “Кенжехан” Жасулан АХМЕТОВ напомнил слова главы государства, сказанные на недавнем заседании Национального курултая в Туркестане: “Крайне важно, чтобы в процессе принятия решений обязательно учитывались общественные настроения, пожелания и предложения горожан. Такой подход должны исповедовать государственные органы всех уровней. Я говорю об этом постоянно. В конечном счете это является залогом стабильности и согласия в обществе, устойчивого и динамичного развития нашей страны. Именно в этом состоит суть концепции слышащего государства”.

- К сожалению, отдельные чиновники не слышат либо не хотят слышать президента, - пояснил Ахметов. - Сейчас мы видим ультимативное требование завершить модернизацию до конца 2023 года. Это невозможно! Полностью отсутствуют меры господдержки для создания благоприятных правовых, экономических, социальных условий и гарантий для реализации нашей инициативы, как того требует Предпринимательский кодекс.

Потребитель вправе сам решать, пойти ему в торговый центр или на рынок. Однако аренда торгового помещения на рынке значительно дешевле, следовательно, и цены на товары ниже, поэтому люди с невысокими доходами и отдают предпочтение базару, и им не особо важны условия. Но, по задумке правительственных чинов, рынок должен стать фактически торговым центром. Хорошо, пусть будет так. Но ведь это требует огромных финансовых вложений. Разработанные госпрограммы не предполагают финансирования торговых объектов из бюджета, оно возлагается на самих владельцев рынков, в том числе и поиск инвестиций.

- То есть государство только требует, но ничем помочь не хочет, - констатировал представитель учредителя рынка “Кенжехан”. - Вице-министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев заявил, что рынки, которые не успеют провести модернизацию до конца 2023 года, ликвидируют. Это значит, что предприниматели лишатся бизнеса. Соответственно, перестанут поступать налоги в бюджет, тысячи людей лишатся работы. Только на одном нашем рынке работают около 50 человек. Ликвидируют и торговые места индивидуальных предпринимателей, а таких у нас около двух тысяч.

- Хочу, чтобы все понимали: мы не против модернизации рынков и соблюдения законов. Но наш проект модернизации пока находится на стадии согласования в гос­органах, - уточнил Ахметов.

Коммерсанты выступают за поэтапное обновление и призывают учитывать нюансы и обстоятельства. К примеру, новые учредители “Кенжехана” с момента приобретения рынка в марте 2022 года начали проводить модернизацию. Получили дополнительные техусловия, заасфальтировали территорию, смонтировали систему водоотведения и канализации. Установили современную систему видеонаблюдения на всей территории, привлекли к охране лицензированное агентство для обеспечения безопасности арендаторов и посетителей. В настоящее время заключен договор генерального подряда, закупают необходимые стройматериалы.

Предприниматели считают разумным передвинуть срок окончания модернизации на 2030 год. Елена Мотькина еще в прошлом году обратилась к акиму Алматы Ерболату ДОСАЕВУ, чтобы продлили этот срок хотя бы до 2025 года. Обращалась глава ассоциации и в профильное министерство, и в НПП “Атамекен”, однако ответа ни от кого не добилась. И вот в понедельник вице-министр категорично заявил: срок - до конца этого года.

- На наших рынках торгующих - более 30 тысяч человек. Умножьте эту цифру на пять - и получим 150 тысяч человек. Все они останутся без дохода. Мы просим не только продлить сроки, но и поддержать субсидированием, - отметила Мотькина.

- Приостанавливается ли на время модернизации работа торговых рынков? - спросила я.

- Некоторые рынки проводят ее поэтапно. Закрывают какую-то часть, делают модернизацию. Так делали на рынках по Северному кольцу. Однако рынок “Тулпар” пришлось закрыть, потому что там сейчас роют котлован. Предпринимателей вывезли оттуда в другие места торговли, - пояснила Мотькина.

Юрист Жамиля ТУЛЕНОВА считает, что менять нужно не только сроки. Сам закон сырой, необходимо его совершенствовать, полагает она:

- Правительством не утвержден пошаговый алгоритм действий по проведению модернизации. Для того чтобы правильно истолковать норму закона, надо привлекать целую компанию юристов. Потому что закон есть, а комментариев и толкования к нему - нет! А когда нет единого алгоритма конкретных действий, то будет бардак. Сейчас он и есть.

- Получается, нет никакого экономического обоснования срока - до конца этого года? - задала я уточняющий вопрос.

- Нет! - подтвердила юрист. - Должны быть ответственные лица и конкретные сроки. А не так: кому вздумалось, тот тогда и установил. Есть Дорожная карта, есть нацпроект по модернизации, но в нем ничего не сказано про 2023 год. Вся информация только про 2025-й.

Рынок “Рахат”, который представляет юрист, не успевает обновиться в утвержденные правительством сроки по двум причинам. Первая: у них еще не определено право на землю, за которое они судятся более пяти лет. Им не продлевают право аренды.

- Нас дергают: почему вы не модернизируете? Но если мы не знаем, дадут нам эту землю или нет, почему мы должны вкладывать в нее деньги? Пока мы их вкладываем только в свое благоустройство: вода, свет, туалеты, - пояснила юрист. - А вторая причина такая же, как и у представителей других рынков, - нехватка средств.

Мы будем следить за развитием событий.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть