Кабмин - двигатель торговли?
На кого рассчитана правительственная программа “посткризисного восстановления”
Продавцы бензина, арендодатели складских помещений, владельцы крупных сетей супермаркетов - вот неполный cписок бизнесменов, которые с 2011 года получают миллиарды тенге - из карманов налогоплательщиков! - на поддержку своей предпринимательской деятельности. Целесообразностью расходования этих денег на днях озаботился мажилисмен Нуртай САБИЛЬЯНОВ.
В понедельник, 15 сентября, министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ представил в парламенте законопроект “О республиканском бюджете на 2015-2017 годы”. Все шло своим чередом, пока к министру не обратился народный избранник:
- По программе посткризисного восстановления ежегодно выделяются субсидии для аренды помещений для крупных предприятий, которые занимаются торговлей”, - сказал депутат. - Предусмотрено 17 миллиардов тенге на 2015 год. Есть ли необходимость реализации этой программы на сегодняшний день? У нас, например, есть торгово-развлекательные центры: Mega Almaty, Mega Astana, Mega Shymkent, которые получают эти субсидии. Они получают, и получают посредники, которые занимаются мелкой торговлей. Я лично считаю, что стоит завершить эту программу, потому что она не оказывает положительного влияния на нашу экономику.
У главного финансиста страны - свой резон: программа работает уже 3 года и будет действовать до 2016 года.
- И те компании, которым мы сейчас помогаем, уже будут работать самостоятельно. Это в соответствии с нашим планом. Первоначально мы так и предусматривали, что будем оказывать поддержку в течение трех лет, чтобы они могли дальше продолжить свой бизнес. Поэтому мы думаем, что нельзя оставлять эту работу на полпути, надо продолжить эту программу. Это ведь не только ТРЦ, есть и другие организации и компании, - сказал г-н Султанов.
Оглашать весь список подсевших на бюджетный “тенгепровод”, как, впрочем, и углубляться в детали программы глава Минфина не стал. За него это сделал наш корреспондент.
Программа посткризисного восстановления была принята правительством по поручению президента в 2011 году. Предназначена она для того, чтобы восстановить платежеспособность конкурентоспособных предприятий, имеющих стратегически важное значение для экономики страны.
Предполагалось, что до 2016 года оздоровление за счет государства пройдут до 50 крупнейших компаний. На это собирались выделить из республиканского бюджета до 145,4 млрд. тенге.
По условиям программы претендовать на бюджетные деньги могут компании - субъекты среднего и крупного предпринимательства, за исключением недпропользователей, а также производителей алкогольной и табачной продукции. Одно из главных условий - компания должна доказать системообразующий характер своего предприятия. Кроме того, на ней должны “висеть” кредиты размером не менее 4,5 млрд. тенге. При этом потенциальный получатель субсидий обязан доказать, что без реструктуризации будет иметь проблемы с возвратом этих кредитов.
Какую конкретную помощь оказывает государство участникам программы? Весьма солидную. Во-первых, это субсидирование процентной ставки по уже имеющимся кредитам - до 7 процентов годовых. Во-вторых, это отсрочка по уплате налогов и других обязательных платежей, предоставление иных налоговых преференций. В-третьих, предоставление гарантированного заказа на срок до четырех лет.
Позже к критериям отбора предприятий добавились и другие условия: долгосрочные перспективы сбыта своей продукции на внутреннем или внешнем рынке, стремление к сохранению социальной стабильности в регионе, обеспечение социально уязвимых слоев населения товарами первой необходимости и, наконец, минимизация негативных последствий возможных скачков цен и дефицита продукции.
На сайте премьер-министра указано: в программе участвует 41 предприятие, однако обнародованы всего 22 участника. Справедливости ради скажем: в их числе - не одни лишь торгово-развлекательные центры.
ТОО “Масло-дел” - занимается производством сливочных и растительных масел, жиров, маргарина, майонеза, кетчупа, в том числе под торговой маркой “Маслодел”.
АО “Казрос-Бройлер” - птицефабрика, производящая мясо птицы и куриные яйца под брендом “Алтын кус”.
ТОО “ТПК “Карасу” - производственный комплекс, специализирующийся на производстве зерна, животноводстве, переработке и утилизации сельхозотходов. В комплекс входят три ТОО, каждое из которых по отдельности занимается производством сельхозпродукции и также получает госсубсидии - это “Караман-К”, “Рамазан-Карасу” и “Талды-К”.
ТОО “Карасу-Астык” - оптовая торговля и экспорт пшеницы.
ТОО “АК Кайын-К” - производство, закуп и реализация сельхозпродукции.
ТОО “Жанабек” - разведение крупного рогатого скота.
ТОО “Койбагорская нефтебаза” - продажа бензина и ГСМ.
ТОО “Койбагорский элеватор” - хранение зерна.
ТОО “RaimbekAgro” - производство молочной продукции под брендами “Айналайын” и “Милоко”.
ТОО “RaimbekBottlers” - производство соков Juicy, Palma и Junior.
ТОО “Оптовый клуб” - оптово-розничная торговля, владеет сетью супермаркетов “Арзан”.
ТОО “GoodFoodcompany” - продажа продуктов питания (последние четыре предприятия контролируются миллионером Раимбеком БАТАЛОВЫМ).
АО “АБДИ Компани” - продает канцелярские товары в 39 магазинах торговой сети Abdi.
ТОО “Инвест Капитал Риэлти” - консалтинг, сдача земельных участков и складских помещений в аренду.
ТОО “Интерстройсервис и К” - владеет сетью магазинов строительных товаров “Строймарт”...
И так, согласно официальным данным правительства, 54 процента участников программы - сельхозпредприятия, 41 - торговые структуры, а еще 5 процентов заняты в логистической отрасли.
Вот только почему-то среди них не нашлось заводов и фабрик, имеющих “стратегически важное значение для экономики”. Либо у них все хорошо с финансами и в господдержке они не нуждаются, либо... не смогли доказать “системообразующий характер предприятия”. Зато это, видимо, прекрасно получилось у торговцев китайскими карандашами...
Экономический обозреватель газеты “Время” Петр СВОИК честно признался: он, как, наверное, большинство казахстанцев, в эти дни впервые услышал о программе посткризисного восстановления, и... не очень понимает, зачем она нужна.
- А для чего тогда была принята программа форсированного индустриально-инновационного развития? - недоумевает Петр Владимирович. - Ведь ФИИР рассчитана как раз на период посткризисного восстановления и нового этапа развития экономики. Зачем нужна была еще и отдельная программа посткризисного развития? Или она была придумана для “особо избранных”? В самом деле, непонятно, почему государство входит в государственно-частное партнерство именно с замечательным человеком - Раимбеком Баталовым! Или он недостаточно “раскручен” без бюджетных тенге? Вообще-то все, что правительство собирается финансировать, нужно заранее обсуждать если не с населением, то хотя бы с экспертным сообществом, которое бы подсказало: кому больше нужны бюджетные деньги - торговому центру или заводу.
Услышать мнение самого “возмутителя спокойствия” - Нуртая Сабильянова нам не удалось: его мобильный был выключен. Его коллега по финансово-бюджетному комитету мажилиса Нурлан ЖАЗЫЛБЕКОВ заявил нашему корреспонденту:
- Изначально, когда государство только выделяло средства, мы кричали: торговлю не надо финансировать! Ведь это один из прибыльных видов деятельности, как и бизнес по предоставлению торговых площадей. Это один из легких способов заработать деньги. Финансы надо распределять в реальном секторе экономики, на производстве. Но почему-то вышло иначе. Мы с коллегами будем изучать этот вопрос. Мы уже сделали запрос в правительство с просьбой озвучить суммы финансирования в рамках этой программы торговых предприятий. Однако ответа так и не получили. Будем добиваться...
В самом деле, было бы весьма интересно узнать, кто более родному правительству ценен - торговые сети (которые, по идее, и без господдержки более чем рентабельны - иначе бы их просто не открывали) или все-таки предприятия “реального сектора”, призванные производить продукцию, пользующуюся как внутренним, так и внешним спросом...
Виктор БУРДИН, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы
Когда номер был готов к печати
Мы получили разъяснения по поводу субсидий от сети ТРЦ MEGA:
“Сеть торгово-развлекательных центров MEGA действительно является участником программы оздоровления конкурентоспособных предприятий. За 2012-2013 годы группа MEGA получила государственные субсидии на уменьшение процентной ставки по банковским кредитам на общую сумму 3,1 млрд. тенге. Данные средства были направлены на поддержку действовавших на тот момент торгово-развлекательных центров MEGA Alma-Ata, MEGA Astana, MEGA Shymkent, MEGA Aktobe от негативных последствий финансового кризиса.
Данные субсидии позволили объектам MEGA выстоять в сложный период и вернуться к стабильной деятельности. При этом за период существования ТРЦ MEGA в бюджет государства было уплачено налогов на сумму 6,2 млрд. тенге, были созданы и сохранены более 10 тыс. рабочих мест.
С начала 2014 года нами были направлены письма в Министерство финансов с благодарностью за своевременно оказанную помощь и с просьбой досрочно исключить проекты MEGA Alma-Ata и MEGA Astana из числа субсидируемых объектов. Сроки окупаемости проектов MEGA Aktobe и MEGA Shymkent из-за последствий девальвации 2009 года были увеличены с 10 до 17 лет, поэтому считаем целесообразным сохранение субсидий по этим ТРЦ.
ТРЦ MEGA Alma-Ata 2, открытый в 2013 году, и MEGA Park, открытый в Алматы в 2014 году... не принимают участия в программе государственного субсидирования, все займы были осуществлены на рыночных условиях.
Руководство MEGA Management по-прежнему считает, что государство должно субсидировать строительство торгово-развлекательных центров международного уровня. Торговля - это индустрия, создающая защищенные рабочие места, развивающая малый и средний бизнес, улучшающая социально-культурную атмосферу городов, создающая конкуренцию барахолкам. Программы поддержки ТРЦ были разработаны и успешно внедрены во многих странах, таких как США, Южная Корея, Китай и другие”.
Публикуется с незначительными сокращениями.