5517

Протокол двойного назначения

В Костанае осудили мужчину, несмотря на прекращенное уголовное дело

Протокол двойного назначения

Абай КУШАНОВ - фигурант громкого судебного процесса о мошенничестве в ТемiрБанке, которое прогремело в 2010 году. Тогда выяснилось, что менеджеры финучреждения незаконно выдали кредиты на сумму более миллиарда тенге.

Кушанов владел тогда оценочной компанией “БТИ Тулпар”, чьи отчеты по оценке недвижимости использовались банком при вынесении решений о выдаче кредитов. Однако подписи за Кушанова ставили сотрудники его фирмы, а сам он делами компании не занимался, потому что жил и работал в Астане, оставив на хозяйстве в Костанае своего брата.

Тем не менее суд счел, что Кушанов выступил пособником мошенников, составлявших липовые акты оценки недвижимости, под которую выдавались баснословные залоговые кредиты. Приговором суда ему было определено наказание - пять лет лишения свободы условно и солидарное (вместе с подельниками) возмещение ущерба в 1,1 миллиарда тенге.

- Оспорить судебный акт, вынесенный в 2010 году, я не смог, - признается Кушанов. - Правда, в марте 2015 года генпрокурор подал протест в Верховный суд с требованием отменить приговор и прекратить в отношении меня уголовное дело. Но накануне рассмотрения протест был отозван. Не знаю, почему. Думаю, если бы меня оправдали, то рухнуло бы и все дело о банковском мошенничестве…

Никаких результатов не принесли и жалобы Кушанова о применении к нему пыток во время следствия. Сотрудники тогдашнего финпола так сильно расстарались, выбивая показания, что Абаю пришлось провести в стационаре 16 дней. У него были диагностированы черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы теменной кости, позвоночника и мягких тканей, повреждение связок. Все документы об этом сохранились. Но никто за это не ответил. Никого не наказали и за попытки вынудить Кушанова дать силовикам крупную взятку.

В общем, дело оказалось сложным и мастерски замарафеченным. Однако того, что оно принесет фигуранту новый сюрприз, он никак не мог ожидать. Потрясающие факты всплыли совсем недавно. Сомневаться в них не приходится: они подтверждены официальной информацией из Центра правовой статистики, гос­архива, департамента госдоходов. И они, вероятно, способны повлиять на то, чтобы это дело (спустя 12 лет!) было кардинально пересмотрено.

Вот краткая предыстория: следователи департамента по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (ДБЭКП), чтобы отдать Кушанова под суд, скрыли ряд важнейших процессуальных документов. Они исключили их из материалов постановления №09391005100118 в связи с отсутствием в действиях Кушанова состава преступления. Это случилось в июне 2009 года.

А два месяца спустя следствие использовало протокол, по которому против Кушанова было открыто уголовное дело за новым номером 09391005100156. Подчеркиваю: дело против Кушанова возбуждали дважды, используя один и тот же рапорт!

- О том, что это в принципе недопустимо, ясно сказано в ст. 37 УПК, - говорит адвокат Снежанна ЖУКОВА. - Запрещено привлекать по одному и тому же обвинению к уголовной ответственности кого-либо, если существует неотмененное постановление об отказе в уголовном преследовании.

Никто и никогда не оспаривал этот отказ. Но почему? Ответ на поверхности: тексты отказных пос­тановлений кто-то уничтожил. Их нет нигде. А значит, можно было сделать вид, что ничего и не произошло. Но кое-что осталось: этот самый таинственный “кто-то” не сумел окончательно стереть следы исчезнувших документов из цифровой системы. Сейчас-то они и выплыли на белый свет.

11 марта руководитель юридического управления Костанайского облдепартамента госдоходов сообщил Кушанову, что предоставить копии отказных материалов и даже самого уголовного дела невозможно ввиду их отсутствия. И подчеркнул: “Уничтожение материалов не производилось”.

Кушанов обратился в госархив. Там ему ответили: “Предоставить документы не можем, так как ДБЭКП не сдавал их на хранение” и добавили: “Местонахождение документов установить не удалось”.

Кушанов написал в управление комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры, а там ответили, что подробные сведения об интересующих его документах есть (это рапорт, описания уголовных дел, а также отказных материалов и их номера). А еще подтвердили: действительно, “уголовка” по одному и тому же рапорту возбуждалась дважды - в июне и августе 2009 года.

Сведения есть, а материалов нет. Кроме тех, что в итоге привели Кушанова на скамью подсудимых и сделали его по приговору суда преступником.

Так что теперь у Абая Кушанова есть все основания потребовать от системы правосудия справедливости. А мы проследим, как на его открытия, вскрывшие дьявольские хитрости следствия, посмотрят надзорный орган и суд.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть